ПОИСКИ СМЫСЛА И ПРАВДЫ ЖИЗНИ
(нравственные проблемы в современной литературе)

Как басня, так и жизнь ценится не за
длину, но за содержание.
Сенека.

Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить.
Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червем.
Так писал Владимир Дудинцев в романе "Не хлебом единым". По-
иски смысла жизни- это удел каждого мыслящего и совестливого
человека. Поэтому-то лучшие наши писатели всегда напряженно
искали художественное решение этого вечного вопроса. И наша
советская литература не обошла его. А сегодня, когда старые
идеалы потускнели, а новые только завоевывают свое место, эти
проблемы стали едва ли не самыми важными.
Вопрос о моральных проблемах, конечно, шире вопроса о
смысле жизни, но этот последний составляет ядро нравствен-
ности. Когда нет веры ( не обязательно в бога! ), нет смысла
жизни, то очень часто нет и нравственности. Виль Липатов,
умерший в конце 70-х годов, в повести "Серая мышь" изобразил
бывшего начальника, до того спившегося, что ему нечего есть, а
в доме даже не водятся мыши, которым тоже нечего есть. Это
символ. Бессмысленность жизни приводит к деградации человека,
превращению его в животное или преступника.
В другом своем произведении "И это все о нем..." Липатов
разворачивает конфликт между добром и злом. Здесь изображен
комсорг Евгений Столетов. Это как раз человек, стремящийся
жить по правде, глубоко верящий в добро, справедливость, чест-
ность. И, конечно, он неизбежно сталкивается с человеком, дав-
но продавшим совесть, живущим ради выгоды, обманывающим людей
и государство. Это мастер Петр Гасилов. Роман писался в годы,
когда процветали нечестность и лицемерие, поэтому смерть Жень-
ки явилась неизбежным финалом.
Глубоко нравственные и гуманистические проблемы ставил и
ставит в своих произведениях Валентин Распутин. В повести "Жи-
ви и помни", например, перед нами встает вопрос: справедливо
ли считать преступником человека, честно провоевавшего три го-
да, которому после ранения смертельно захотелось домой? Можно
отвечать по-разному, но по-человечески жалко Андрея Гуськова,
попавшего под репрессивную машину.
Чингиз Айтматов в своих книгах всегда стремился показать
человека, ищущего свое место в жизни. С новой силой это проя-
вилось в последнем его романе "Плаха". Писатель признается,
что в этом произведении хотел бы "отразить всю сложность мира,
чтобы читатель вместе со мной прошел через духовные прост-
ранства и поднялся на более высокую ступень".
Роман Айтматова разнопланов. Мы видим людей (мастерски
выписанных), стремящихся к наживе любой ценой: будь то истреб-
ление животных, или продажа наркотиков, или прямое убийство.
Мы видим и обращение писателя к вечной теме распятого Христа.
Угадываем здесь сходство с романом М.Булгакова "Мастер и Мар-
гарита". Глубоко символична судьба волчьей пары. Но сейчас бы
хотелось сказать о нетипичном для советской литературы герое.
Это Авдий Каллистратов, который искал смысл жизни в боге. Но в
духовной семинарии он не ужился, не удовлетворяла его застыв-
шая мысль, он хотел сам найти своего бога. Юноша уходит в мир.
Подобно пушкинскому герою хочет жечь глаголом сердца людей,
подобно лермонтовскому- провозглашать любви и правды чистые
ученья. Он надеется с помощью слова очистить и возродить души
падших людей. Но правда жизни сурова. Трудно достучаться до
душ преступников.
Задумав изучить жизнь собирателей наркотиков, Авдий выда-
ет себя за такого человека, едет вы глухую степь собирать
пыльцу. На обратном пути в поезде начинает убеждать любителей
зелья бросить это занятие. Но его избивают и выталкивают из
вагона. Авдий вылечивается. В больнице встречает женщину, ко-
торую полюбил. В любви он, кажется, находит себя. Но такому
человеку трудно жить в мире зла, лицемерия, наживы. Его статью
о наркомании не печатают: она слишком правдива. В столкновении
с истребителями сайгаков Авдий погибает. Погибает, как муче-
ник, как Христос. Эта аналогия не случайна. Возможно, этот ге-
рой не слишком реалистичен. Но он помогает читателю задуматься
над вечным вопросом.
Далекий от философии чабан Бостон тоже ищет смысла жизни.
Видя ненормальные отношения, сложившиеся в его хозяйстве, он
мучительно размышляет: "Если я не хозяин своему делу, кто-то в
конце концов должен же быть хозяином?" Это его тревожит. Чабан
видит смысл жизни в честной работе, в любви к животным, к зем-
ле, в приумножении богатства общества, в порядочности в отно-
шениях с людьми. Однако его честность и преданность работе так
же, как у Столетова и у Каллистратова, входят в противоречие
со сложившейся системой общепринятого обмана, духом наживы.
Судьба преследует Бостона. Фигура его становится по - шекспи-
ровски трагической. Во время перехода на новое пастбище поги-
бает его друг. Затем умирает его жена. Вокруг новой жены, вдо-
вы друга, начинаются сплетни. Наконец, природа в лице волков
мстит людям, избрав несправедливо его. Обиженные другим охот-
ником, волки уносят ребенка Бостона. Доведенный до отчаяния,
чабан убивает обидчика волков и идет сдаваться в милицию.
Так безвременье, отсутствии веры в обществе продолжает
трагический конфликт между честным и бесчестным. Плахой ( в
прямом смысле) кончается жизнь Авдия и плахой же (в переносном
смысле) - жизнь Бостона.
Восходит на свою плаху и Онисимов, герой произведения
Александра Бека "Новое назначение". Это высокого ранга аппа-
ратчик, председатель государственного комитета, лично прибли-
женный Сталиным. Объективно это человек, обладающий чувством
долга и удивительной работоспособностью. Личная его предан-
ность Сталину беспредельна, несмотря на то, что его брат погиб
в лагерях. В этой преданности он и находит свой смысл жизни,
требуя такой же преданности и полной отдачи в работе от своих
подчиненных. Но писатель подчеркивает, что это ломает и иска-
жает природу человека. Возникает "странная болезнь"- результат
"ошибки двух противоположных импульсов- приказов, идущих от
коры головного мозга и внутренних побуждений". В конце концов
человек начинает творить зло, оправдываясь долгом. Именно поэ-
тому на Онисимова так подействовало разоблачение культа лич-
ности, что потеряны смысл жизни и уверенности в правоте. Он
так и не смог "вылезти душой из тех времен", как советовал ему
Челышев. И недаром автор "награждает" его неизлечимой бо-
лезнью, ведь он уходит вместе со своим временем. Да, роман го-
ворит о том, что свой смысл жизни каждый человек обязан найти
сам, никто не может дать его в готовом виде.