А. С. ПУШКИН
И С. А. ЕСЕНИН — ПЕВЦЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ


Конец XX
века — это
время жестоких испытаний для человека и
человечества. Мы пленники современной
цивилизации. Наша жизнь протекает в
гигантских городах среди бетонных домов,
асфальта и дыма. Мы засыпаем и просыпаемся
под рев автомобилей. Современный ребенок с
удивлением разглядывает птичку, а цветы
видит лишь стоящими в праздничной вазе. Тем
важнее для нас сегодня русская
классическая поэзия. Она формирует в
человеке любовь к родной природе, уважение
к отчему дому.


Русскими
поэтами создано много шедевров пейзажной
лирики, но для меня и, по-видимому,
большинства живущих в России первые
поэтические образы природы прежде всего

связаны с
именем А. С. Пушкина. Каждый ребенок в России
со страхом и восторгом декламирует:


Буря мглою
небо кроет,


Вихри
снежные крутя;


То, как
зверь, она завоет,


То заплачет,
как дитя,


То по
кровле обветшалой


Вдруг
соломой зашумит,


То, как
путник запоздалый,


К нам в
окошко застучит.


Поэт,
используя очень простые, доступные образы,
создает незабываемый эмоциональный
настрой, который сохраняется на всю жизнь. А
вот еще один замечательный поэтический
образ зимней ночи:


Сквозь
волнистые туманы


Пробивается
луна,


На
печальные поляны


Льет
печально свет она.


Возникает
ощущение тихой грусти, одиночества.


Ни огня, ни
черной хаты...


Глушь да
снег...


А вот
совсем другое описание зимы, доброе и
жизнеутверждающее:


Под
голубыми небесами


Великолепными
коврами,


Блестя на
солнце, снег лежит...


Эти строки
полны радости и оптимизма.


На мой
взгляд, вершина пушкинской пейзажной
лирики — стихотворение “Осень”. Начало
первой строфы, четыре строчки, всего четыре
мазка, но сделанных рукой гения, — и в нашем
воображении возникает точная, узнаваемая и
выразительная картина осеннего дня
.



Октябрь уж
наступил — уж роща отряхает


Последние
листы с нагих своих ветвей;


Дохнул
осенний хлад — дорога промерзает,


Журча еще
бежит за мельницу ручей...


По-моему,
самый прекрасный образ природы создан поэ
том в знаменитых строчках:


Унылая пора!
очей очарованье!


Приятна мне
твоя прощальная краса —


Люблю я
пышное природы увяданье,


В багрец и в
золото одетые леса...


Здесь в
каждой строчке контраст и гармония,
соединение, казалось бы, несоединимого. Эти
строки хочется переложить на музыку и
одновременно изображать красками на холсте
Осень, любимая пора Пушкина, была для него и
временем наибольшего творческого подъема.


И с каждой
осенью я расцветаю вновь...


Так,
знаменитой болдинской осенью Пушкин
завершил свое величайшее творение — роман
“Евгений Онегин”, написал маленькие
трагедии, много других замечательных
произведений.


Описание
природы у Пушкина не самоцель, а
эмоциональный ключ, создающий определенный
настрой, позволяющий лучше понять
переживания человека, который остается
главным действующим лицом пушкинской
лирики.


Так, в
стихотворении “Бесы” картина вьюги — это
сложная метафора, отражающая чувства
самого Пушкина. Они раскрываются в
последних строчках:


Мчатся бесы
рой за роем


В
беспредельной вышине,


Визгом
жалобным и воем


Надрывая
сердце мне...


Поэт ищет в
окружающей природе расшифровку своего
внутреннего мира. С помощью образов природы
Пушкин поднимается до больших обобщений,
вопросов жизни и смерти.


...Вновь я
посетил


Тот уголок
земли, где я провел


Изгнанником
два года незаметных
...



Вот холм
лесистый, над которым часто


Я сиживал
недвижим и глядел


На озеро,
воспоминая с грустью


Иные берега,
иные волны...


Здравствуй,
племя


Младое,
незнакомое! не я


Увижу твой
могучий поздний возраст...


“Младое,
незнакомое” племя, появление которого
приветствовал Пушкин, унаследовало от него
восхищение красотой русской земли и любовь
к русскому слову. К этому племени относятся
такие замечательные поэты, как Тютчев,
Кольцов, Лермонтов, Фет, Некрасов и совсем
близкий к нам Есенин.


С. А. Есенин
унаследовал пушкинскую поэтическую
культуру в реалистическом описании родной
природы. Однако его пейзажная лирика по
сути своей отличается от пушкинской. В ней
намного сильнее влияние русского фольклора
и языческой мифологии.


В Родился я
с песнями в травном одеяле,


Зори меня
вешние в радугу свивали.


Вырос я до
зрелости, внук купальской ночи,


Сутемень
колдовная счастье мне пророчит.


Это
напоминает народную песню-заклинание. В
творчестве Есенина сильно ощущается
древнее, языческое отношение к природе,
полное признание ее самостоятельности,
одушевленности:


Схимник-ветер
шагом осторожным


Мнет листву
по выступам дорожным


И целует на
рябиновом кусту


Язвы
красные незримому Христу.


Есенин
ощущает себя частью природы, ее учеником и
собеседником.


Позабыв
людское горе,


Сплю на
вырубках сучья.


Я молюсь на
алы зори,


Причащаюсь
у ручья.


Поэтому у
него нет чисто пейзажных стихов. Природа и
человек существуют рядом:


Кого жалеть?
Ведь каждый в мире странник —


Пройдет,
зайдет и вновь оставит дом.


О всех
ушедших грезит конопляник


С широким
месяцем над голубым прудом.


Любовь к
природе, к родным рязанским полям, к “стране
березового ситца” делает лирику Есенина
огромной поэмой о России.



О Русь —
малиновое поле


И синь,
упавшая в реку, —


Люблю до
радости и боли


Твою
озерную тоску.



Мне кажется,
так о России до него не писал никто. В этих
стихах Русь живая, способная тосковать,
испытывать боль: Есенин — сын России,
сострадающий своей “стране бе резового
ситца”.



Но более
всего


Любовь к
родному краю


Меня томила,


Мучила и
жгла.



Поэт
понимает, что уход от природы, от родины, от
своих корней трагичен. Однако трагизм
судьбы Есенина в том и со стоит, что,
сознавая пагубность этого отрыва, он не
смог противостоять ему.



Не жалею, не
зову, не плачу,


Все пройдет,
как с белых яблонь дым.


Увяданья
золотом охваченный,


Я не буду
больше молодым.


Ты теперь
не так уж будешь биться,


Сердце,
тронутое холодком,


И страна
березового ситца


Не заманит
шляться босиком.



К Есенину
приходит пушкинское ощущение вечного
течения жизни, неизбежности смерти как
непреложного закона жизни.



Все мы, все
мы в этом мире тленны,


Тихо льется
с кленов листьев медь...


Будь же ты
вовек благословенно,


Что пришло
процвесть и умереть.



Я думаю, что
творческое наследие С. А. Есенина очень
близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой
природы, не противостоящая ей, а зависящая
от нее.


Чувство
природы, ощущение единства с ней человека
завещано нам гениальными русскими поэтами
А. С. Пушкиным и С. А. Есениным. Благодаря
Пушкину мы останавливаемся в волнении и
замираем перед прекрасной картиной
осеннего дня или перед сиянием зимней
дороги. Проникнув в мир поэтических образов
Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями
одинокой березы, старого клена, рябинового
куста, разного “зверья”. Эти чувства
должны помочь нам сохранить человечность, а
значит, и человечество.