"Земли родной минувшая судьба". (Исторические произведения А. С. )
Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина, как
поэта, так и прозаика. Им были созданы такие произведения, как
"Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годовщина", "Полтава", "Медный
всадник", "Борис Годунов".
"История Пугачевского бунта" и конечно же "Капитанская дочка". Все
эти произведения описывают разные исторические события, разные
исторические эпохи: начиная с полулегендарных событий, описанных в
древнерусском памятнике "Повесть временных лет", заканчивая совсем
еще свежими в памяти поэта и его современников событиями
Отечественной войны 1812 года.
Одно из первых таких произведений - "Песнь о вещем Олеге",
написанная в 1822 году, в котором дается поэтическая версия автора о
кончине великого русского князя, прославившегося своими удачными
военными походами и победами над сильными врагами, в частности,
над Византией: "Твой щит на вратах Цареграда". Тема торжества
русского оружия, героизма русского народа, победителя и
освободителя, ярко и сильно звучит в произведениях, посвященных
Отечественной войне 1812 года. Как прекрасны строки седьмой главы
"Евгения Онегина", воспевающие подвиг Москвы
Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы
коленопреклоненной С ключами старого Кремля; Нет, не пошла
Москва моя . К нему с повинной головою.
В строках стихотворения "Воспоминания в Царском Селе" перед нами
встают прославившиеся в боях "Перун кагульских берегов" Румянцев,
"вождь полунощного флага" Орлов. Этой же теме посвящено
стихотворение "Бородинская годовщина", написанное в 1831 году по
поводу взятия предместья Варшавы. Одно из центральных мест в
творчестве Пушкина занимает образ Петра 1. Пушкин видел в образе
Петра 1 образцового правителя государства. Он пишет в поэме
"Полтава":
Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы
напрягая, Мужала с гением Петра.
Похожие мысли встречаются и в "Медном всаднике", где он говорит о
славном правлении Петра, называя его "властелином судьбы
",
поднявшем "Россию на дыбы" и прорубившем "окно в Европу".
Неоконченное произведение "Арап Петра Великого" продолжает эту
тему. В этом произведении поэт рассказывает нам о своем предке,
прадеде Ибрагиме Ганнибале.
В драме "Борис Годунов" обращается Пушкин к иной эпохе, эпохе
смутного времени. Это был период тяжелейших испытании для России.
Драма "Борис Годунов" - в определенном смысле новаторское
произведение, в котором народ показан движущей силой истории. В
этом произведении автор, предвосхищая
Достоевского, развенчивает
теорию, что якобы цель оправдывает средства. Оба - и царь Борис, и
Раскольников -совершают преступления, оправдывая себя "благими
намерениями", забывая, что именно ими вымощена дорога в ад.
"Капитанская дочка" - наиболее значительное историческое
произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую
проделал автор. "Капитанскую дочку" автор написал, работая над
"Историей Пугачевского бунта" -документальным произведением с
массой свидетельств, характеризующих ожесточение
противоборствующих сторон. Но "Капитанская дочка" - это
художественное произведение. На разницу этих двух произведений
указывала Марина Цветаева в эссе "Мой Пушкин", по-своему
оригинально проведя границу между понятием реализма и романтизма.

Пушкин-исследователь знает кровавую цену восстания со всеми
ужасающими подробностями. Пушкин-поэт помнит о ней, устами
Швабрина пугая Машу участью Елизаветы Харловой. Помним о ней и
мы, думая о возможности Гринева отправиться, как и его прототип,
сержант Кармицкий, с камнем на шее "вниз по Яику". Эту поэтизацию,
этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданный Пушкиным,
Марина Цветаева назвала словом "чара".
В повести "Капитанская дочка" Пушкин впервые разработал новый
эпический жир - жанр исторической повести, исторического романа.
Отдавая дань поэту, наш современник Давид Самойлов так напишет об
этом удивительном произведении: Крестьянский бунт, Начало русской
прозы, Не свифтов смех, Не вертеровы слезы, А заячий тулупчик
Лугача, Насильно снятый с барского плеча.
"Капитанская дочка" является началом русской исторической прозы.
Без нее не было бы "Тараса Бульбы" Н.В. Гоголя, "Войны имира"Л.Н.
Толстого, "Петра 1" А.Н. Толстого.