ЛИРИЧЕСКИЕ
ОТСТУПЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПОВЕСТВОВАНИИ



(на примере
одного или нескольких


произведений
русской литературы —


А.С. Пушкин
“Евгений Онегин”)


Роман в
стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”
писался семь лет (1823-1830). Это плод “незрелых
и увядших лет, ума холодных наблюдений и
сердца горестных замет”.


Для меня А.С.
Пушкин — Человек с большой буквы. Его
произведения никогда не будут старомодны.
Они интересны как пласты истории и культуры
России.


Особое
место в творчестве А.С. Пушкина занимает
роман “Евгений Онегин”. С самого начала
произведения автор ведет диалог с
читателями, путешествует по миру чувств,
образов, событий, показывает свое отношение
к главным героям, к их переживаниям, мыслям,
занятиям, интересам. Иногда что-то
невозможно понять, и автор дополняет.


Читая об
Онегине, можно подумать, что это сам Пушкин.
Но автор подчеркивает разницу:


Всегда я
рад заметить разность


Между
Онегиным и мной...


Как будто
нам уж невозможно


Писать
поэмы о другом,


Как только
о себе самом.


Некоторые
строфы этого романа можно назвать
самостоятельными произведениями, например:


Прошла
любовь, явилась муза,


И
прояснился темный ум.


Свободен,
вновь ищу союза


Волшебных
звуков, чувств и дум...


Дружба
Онегина с Ленским, в которой сошлись “волна
и камень, стихи и проза, лед и пламень”, —
дает автору возможность в лирическом
отступлении раскрыть свое отношение к
этому понятию: “Так люди (первый каюсь я) От
делать нечего друзья”.


У Пушкина
много лирических отступлений, где он
размышляет о любви, юности, уходящем
поколении.


Поэт отдает
предпочтение некоторым героям, оценивает
их: “Онегин, добрый мой приятель” и “Татьяна,
милая Татьяна!”


Как много
он рассказывает об этих людях: об их облике,
внутреннем мире, прошлой жизни. Поэт
переживает за любовь Татьяны. Говорит, что
она совсем не похожа на “красавиц
недоступных”, она, “послушная влеченью
чувства”. Как бережно хранит Пушкин письмо
Татьяны:


Письмо
Татьяны предо мною:


Его я свято
берегу.


Читаю с
тайною тоскою


И
начитаться не могу.


Пылкое
чувство Татьяны оставляет Онегина
равнодушным; привыкнув к однообразной
жизни, он “не узнал свою судьбу” в образе “бедной
и простой провинциальной девочки”. И вот
трагическое испытание героя — дуэль с
Ленским. Поэт осуждает героя,
да
и сам Евгений недоволен собой, приняв вызов
поэта. “Евгений, всем сердцем юношу любя,
был должен оказать себя не мячиком
предрассуждений, не пылким мальчиком,
бойцом, но мужем с сердцем и умом”. Он не
способен следовать голосу сердца, разума.
Как печален взгляд автора на героя: “Убив
на поединке друга, дожив без цели, без
трудов до двадцати шести годов, томясь в
бездействии досуга, без службы, без жены,
без дел, ничем заняться не умел”.


В отличие
от Онегина Татьяна обрела место в жизни,
выбрала его сама. Это дало ей ощущение
внутренней свободы.


Роман А.С.
Пушкина “Евгений Онегин” интересен для
меня не только своим сюжетом, но и
лирическими отступлениями, которые
помогают лучше разобраться в исторических,
культурных и общечеловеческих ценностях.