Романтический пейзаж

АСП очень тонко чувствовал природу, поэтому пейзажная лирика занимает особое место в творчестве поэта. В ранней молодости П испытал большое влияние поэтов-роман-тиков, в частности Байрона и Мицкевича. Романтический пей-заж имеет свои особенности: благодаря ему создается не-обычный, часто фантастический мир, который противо-поставляется реальной действи-тельности. Он отражает одну из центральных тем романтизма: разлад между мечтой и самой жизнью. В стихотворении "Погасло дневное светило…" (1820 г) поэт говорит о "волшебных краях", куда он стремится с "волнением и тоскою" от "брегов печальных туманной родины" своей. Такие эпитеты, как "берег отдаленный", "пределы дальние", "обманчи-вые моря", подчеркивают мысль о несбыточности "знакомой мечты". И ей действительно не суждено было сбыться. Между надеждой увидеть "полуденные земли": Италию, Грецию, Испанию - и поэтом лежал "угрюмый океан", который ему не разрешено было пересечь. Но воображение поэта не знает границ, оно пронзает простран-ство и время, и среди его произведений появляются пейзажи, которых он никогда не видел, но которые поражают своей гармоничностью и красотой: Кто знает край, где небо блещет Неизъяснимой синевой, Где море теплою волной Вокруг развалин тихо плещет; Где вечный лавр и кипарис На воле гордо разрослись… Так изобразил поэт солнечный берег Италии: синева южного неба, тихий говор морских волн, "рай полуденной природы". Во время южной ссылки П был поражен красотой южной природы. В стихотворении "К Овидию" (1821 г) он сопо-ставляет свою судьбу с судьбой сосланного в те же места, к берегам Черного моря, Овидия, римского поэта, который тоско-вал по своей солнечной родине. Он видел вокруг себя только "пустыню мрачную", "туман-ный свод небес, обычные снега и краткой теплотой согретые луга". П-ну же, привыкшему к "снегам угрюмой полуночи", открылась совершенно иная картина: "роскошью природы оживлены дубравы и луга", "весело шумят и блещут воды", "мирт шумит над падшей урной", "шумят бродячие стада". Как непохож этот веселый, живой, полный жизни пейзаж на его "мирное поместье" на "берегу сонных вод" "тихого озера", на "тишину полей", на "мирный шум дубрав". Однако П очаро-ван сочностью красок юга ("небесная лазурь", "красные долины", "черных скал вершины", "пурпурный вино-град", "янтарь на лозах винограда"). "Все живо там, все там очей отрада", - говорит поэт в стихотворении "Кто видел край…" (1821 г). Места своего изгнания он вспоминает с благодарностью и боится, что не увидит вновь "сквозь темные леса и своды скал, и моря блеск лазурный, и ясные, как радость, небеса". Прощанье с этим солнечным миром, с морем, которое было для поэта олицетворением свободы, стало темой стихотворения "К морю" (1824 г). С горестью П говорит о том, что ему не удалось покинуть скучный, неподвижный берег и отправиться в свой "поэтичес-кий побег" по волнам свобод-ного океана. Но он никогда уже не сможет забыть его "торжес-твенной красы" и "говора волн". Все это он перенесет "в леса, в пустыни молчаливы". Впечатления от Кавказа нашли отражение в стихотворениях поэта "Обвал" (1829 г) и "Кавказ" (1829 г). Дикая, грозная природа гор, мрачные скалы, гордые орлы - все поразило воображение поэта. Он говорит о природе как о живом существе: "тучи смиренно идут", Терек "играет в свирепом веселье", П сравнивает эту бурную горную реку с голодным зверем, который "бьется о берег" и "лижет утесы". Таким образом, П-на можно назвать певцом не только русской природы, но и певцом природы вообще. Он так любил ее, так тонко чувствовал, что способен был изобразить не только те пейзажи, которые окружали его, но и природу стран, которых он никогда не видел.