Онегин в Петербурге.
Роман «Евгений Онегин» - замечательное произведение русской литературы. В нем отражается целая эпоха начала XIX века.
Главный герой романа и сам автор в чем-то похожи друг на друга. Но есть и различие. Пушкин – передовой человек, слава и гордость страны.
А каков же его герой? Это «лишний» человек, не нашедший смысла жизни.
Эпиграфом к первой главе являются слова Вяземского: «И жить торопится, и чувствовать спешит». Таким был герой в первой главе. Он получил типичное для дворянской среды воспитание: «…француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя…». Повзрослев, Онегин стал настоящим светским дэнди.
«Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал,
легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно…»
Но надо признать, что образование он получил прекрасное: «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом…». Овладел он и «наукой страсти нежной». Онегин ведет праздный образ жизни. Он посещает модные рестораны, балы, праздники, часто бывает в театре. Но вскоре всё ему надоедает: «Всех пора на смену, балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел».
Чтобы понять образ жизни героя, надо увидеть его кабинет: «Все, что в Париже вкус голодный, полезный промысел избрав, изображает для забав, для роскоши, для неги модной, - всё украшало кабинет…». Мы видим предметы туалета, роскошь, модные украшения. Одетый по последней моде, франт, типичный светский лев, Онегин едет на бал. В романе много лирических отступлений, где раскрывается образ автора. И мы понимаем, что Пушкин во многом отличается от своего героя и глубиной чувства и образом жизни.
Онегин едет с бала, когда трудовой Петербург уже начинает свой день. «Забав и роскоши дитя» безмятежно спит в это время.
Был ли счастлив Евгений? «Нет», - отвечает автор.
«Рано чувства в нем остыли,
Ему наскучил света шум…»
Конечно, Онегин понимает пустоту и никчёмность светской жизни. «Друзья и дружба надоели». Они не могут понять и разделить его помыслы и стремления. Евгений начинает читать, но и книги скоро наскучили.
Пушкину нравится его герой. Он находит сходство между собой и ним: «С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты». Автору нравится его мечтательность, «резкий, охлажденный ум», даже его странность, угрюмство, озлобленность и ироничность по отношению к свету.
Онегин после смерти дяди, получив наследство, уезжает в деревню. Но, воспитанный в свете, он не понимает и не любит сельский образ жизни, её природу и обычаи. И Пушкин замечает различие между Евгением и собой. Он всей душой любил русскую природу и деревню.
Первая глава заканчивается лирическим отступлением, где дается образ поэта. Таков Евгений в первой главе: светский франт, разочарованный в свете, ведущий праздный образ жизни.
В восьмой главе Пушкин прощается со своим героем. Здесь мы видим совсем другого Онегина, чем в первой главе. Он много пережил, путешествовал, искал смысла жизни, хотел заняться литературным трудом.
«Но труд упорный ему был тошен…».
В начале главы дан образ музы Пушкина. Каким же мы видим Онегина? Мы видим его на бале «в толпе избранной»… «Для всех он кажется чужим»…Никто его не понимает и к нему относятся иронично.
Пушкин берёт своего героя под защиту: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем? Но в свете «посредственность одна нам по плечу и не странна…» Онегин на голову выше этой светской толпы, поэтому он здесь чужой.
Почему же Евгений не нашел смысла в жизни? «Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел…». Свет и погубил его светское воспитание, убил в нем все лучшие качества. И вот встреча с Татьяной. Как она изменилась» Всё её уважают, она богата и знатна, умна, прекрасна во всём. Евгений удивлён, он не узнаёт её, провинциальную девушку, которую знал ранее.
Да, Татьяна изменилась. Она много пережила, много читала, узнала жизнь не по романам.
« У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она».
Гордая, строгая, серьезная, умная – такой увидел её Онегин. И теперь он понимает, что любит её, он ищет свидания с ней.
Снова мы видим Онегина на бале. Но теперь тем более он ненавидит этот пустой свет. Он видит только Татьяну. Влюбленный Евгений пишет Татьяне письмо. Кажется, они поменялись ролями. Но как его письмо отличается от того первого письма Татьяны! Там Татьяна думала и писала не столько о себе, сколько о нём. А в письме Онегина слишком много местоимений «я». Он думает только о себе, о своей любви, о своей судьбе. Онегин, не получив ответа, уединяется в своем кабинете. Но этот кабинет отличается от того, который описан в первой главе. Мы уже не видим предметов туалета и роскоши. Книги, журналы, альманахи…
И вот снова сцена свидания с Татьяной.
Искренняя, непосредственная Татьяна говорит ему о своей любви, об их первом свидании. И снова она думает не только о себе, но и о нём: «Как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом?» Татьяне чужд тот образ жизни, который она ведет в Петербурге. Она хотела бы снова быть в своей деревне.
« Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.»
Так заканчивается это свидание. «Евгений как будто громом поражён»… Пушкин расстается со своим героем.
Глава заканчивается лирическим отступлением, где автор беседует с читателем. Таков Онегин в восьмой главе. Чужой для всех, не нашедший смысла в жизни, в любви, в деятельности. Он «лишний» человек.
Но нам тоже жаль расставаться с героем. Ведь у него было много положительных качеств, и он мог бы стать полезным обществу, найти свое место.