По стихотворениям:
“Разговор книгопродавца с поэтом”, 1824;
“Пророк”, 1826;
“Поэт”, 1827;
“Чернь”, 1828;
“Поэту”, 1830;
“Эхо”, 1831;
“Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”, 1836.


Поэзию не должно считать излишней роскошью; когда поэт своею мощною лирой пробуждает народный дух, то он совершает героический подвиг.
Альфред Теннисон (англ, поэт)


Пушкин — поэт мирового значения, прекрасно знающий поэзию всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, написал много стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. В этих стихотворениях поэт ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом? Для Пушкина поэзия — искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности.
В стихотворении “Поэт” автор дает характеристику творческого акта поэта. Поэзия, по мнению Пушкина, состоит не в том, чтобы в стихах пересказать свои обычные чувства и мысли. Поэт в жизни может ничем не отличаться от обыкновенных людей. Это потому, что не проявляются его особые свойства как поэта, его “душа” спит, и “молчит его святая лира”. Когда же к нему приходит вдохновенье, когда он слышит зов бога поэзии Аполлона, то совершенно меняется: проявляются его высокие поэтические, человеческие качества — мудрость, проницательность, глубина чувств, благородство.

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется.

Поэт ищет одиночества, общения с природой, чтобы верно и сильно выразить в поэтических словах высокое содержание пробудившейся души.
После событий 14 декабря 1825 года без связи с друзьями, одинокий Пушкин жил в Михайловском, как будто “в пустыне мрачной”. Его волновали думы о судьбе и назначении писателя в условиях жестокой николаевской реакции. Он готов был не только разделить участь “друзей, братьев, товарищей”, но и неуклонно продолжать начатое ими благородное дело своим поэтическим словом. Однако заявить об этом открыто было нельзя, и Пушкин создает аллегорическое стихотворение “Пророк”, написанное, как предполагают, непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами в 1826 году. Стихотворение представляет собой поэтическое переложение одной из легенд библии. Пушкин умышленно сохраняет старинный библейский стиль и вводит церковнославянские слова. Смысл стихотворения иносказательный: в облике пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное слово в народ. Шестикрылый серафим изменил в нем все: зрение, слух, сердце. Поэту дано все видеть, все слышать, все знать, он исполнен чувства любви, правды, справедливости, слово его будет “жечь сердца людей”. Авторская мысль в том, что поэзия — трудное, мудрое дело, оно непосильно не посвященным в тайны поэтического искусства. Поэт — это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, что не понимает обыкновенный человек. Содержанием поэзии должна быть жизнь во всем ее многообразии. А назначение поэта — “глаголом жечь сердца людей”, то есть поэзия не должна служить избранным, она должна иметь высокое общественное значение. Слово поэта должно нести правду, справедливость, любовь.
Теме стихотворения — героическому служению людям — соответствует высокий, торжественный слог и тон произведения. Это создается употреблением архаизмов, славянизмов (“вещие зеницы”, “и внял я”), особыми конструкциями фраз (фразы-инверсии). Особой выразительностью отличаются глаголы, передающие процесс превращения поэта в поэта-пророка: влачился, отверзлись, рассек, воззвал, виждь, внемли. Слитность содержания и формы в этом стихотворении воздействовала на читателя. В первоначальном варианте последние четыре строки звучали более остро, как прямое обличение поэтом-пророком царя-тирана:

Восстань, пророк, пророк России,
В позорны ризы облекись,
Иди и с вервием на выи
К убийце гнусному явись.

В 1833 году Пушкин написал стихотворение “Осень”. Последняя строфа этого неоконченного стихотворения посвящена теме творчества. Тема поэта и поэзии ставится здесь как живая, образная картина состояния поэта в минуты вдохновенья, в едва уловимые моменты зарождения поэтических созданий.

...в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю,
Иль думы долгие в душе моей питаю.
И забываю мир, и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем
И пробуждается поэзия во мне.

Поэзия рождается из многообразного бесконечного ряда ощущений, размышлений, наблюдений, переживаний. В душе поэта происходит “воображенье”, “стесненье души лирическим волненьем”, “мысли волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут”. Изображение душевного состояния поэта в минуты творчества, вдохновенья заканчиваются строкой:

Минута — и стихи свободно потекут.

Так поэт рассказывает о зарождении его поэтических творений.
В стихотворении “Поэту” Пушкин говорит о независимости творчества от оценки толпы. Он на себе испытал похвалы, “суд глупца и смех толпы холодной”, однако не потерял веру в себя и свое призвание. Он призывает поэта:

...дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Ты сам свой высший суд,
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Стихотворение написано в форме сонета, старинной стихотворной форме, и подчеркивает независимость творчества автора. В представлении многих современников Пушкина вдохновение поэта и его материальные расчеты никак не согласовывались. Он, будучи поэтом-профессионалом, различал в поэтическом труде две стороны: творческий процесс я его результат — “рукопись”.

Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.

Так говорит автор в своем стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом”. Право на оплату труда представлялось Пушкину естественным и законным, так как обеспечивало жизнь.
В 1831 году написано стихотворение “Эхо”. Оно представляет собой развернутое сравнение. Поэт подобен эху. Эхо чутко откликается на все окружающие его звуки.
Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг.
Так и поэт отражает в своем творчестве все явления окружающей жизни. 21 августа 1836 года Пушкиным было написано большое стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”, которое является поэтическим выражением многолетних раздумий поэта о назначении искусства, о существеннейших сторонах своего творчества, о своих заслугах перед Родиной. В стихотворении Пушкин с гордостью говорит о народном признании его произведений — к памятнику “не зарастет народная тропа”; о гуманизме своего творчества — “чувства добрые я лирой пробуждал”, и о свободолюбии — “...в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал”.
Пушкин считает себя не просто русским, но и общенациональным поэтом. воей поэзией он обращается ко всем народам, как к равным:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык.
И гордый внук славян, и финн,
И ныне дикой тунгус, и друг степей калмык.

В “Памятнике” поэт утверждает не только важность своего творчества для всех народов России, но и свое мировое значение:

И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

В стихотворении необычайно высоко понимание значения поэта и поэтического творчества. “Нерукотворный памятник” Пушкина “вознесся выше... главою непокорной Александрийского столпа” — это символическое и гордое утверждение величия дела, им совершенного. Высокой торжественной теме стихотворения соответствует и жанр (ода), и мерный шестистопный ямб, изредка сменяющийся четырехстопным, и торжественная речь, насыщенная архаизмами и старославянскими словами.
Высоко ценя достоинства пушкинской лирики, Белинский писал: “Ни один из русских поэтов не может быть столько, как А. С. Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства. В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля”.
В 1987 году наша страна отмечала пушкинский юбилей. Праздник поэта проходил во всех пушкинских местах. Директор Дома-музея поэта в Михайловском С. С. Гейченко говорил: “Мы счастливы, имея такого поэта, как Пушкин, но и Пушкин должен быть счастлив, имея таких потомков”.