РОМАН А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». СИСТЕМА ОБРАЗОВ

И в залу высыпали все, И бал блестит во всей красе, А. С. Пушкин В романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин создал правдивую и яркую галерею русских характеров. Подобно Онегину и Татьяне, столь же жизненны, реалистичны и дрУгие персонажи: Ольга, Ларина-мать, няня Филипьевна, соседи Лариных, петербургское общество. В образе Филипьевны ясно видны черты пушкинской няни Арины Родионовны. Она плоть от плоти народа — хранительница обрядов и традиций. Именно она готовит Татьяну к гад^ нию, рассказывает ей сказки, старинные обряды и о своем пр° шлом. Ее же, верную наперсницу, Татьяна посвящает в свой тайны, ни с кем другим героиня не советуется, лишь нянюШке поверяет свою трепетную любовь. «Я не больна: Я... знаешь, няня... влюблена». и сцене мы впервые видим типичный облик няни: 3 зт° г платком на голове седой, Старушку в длинной телогрейке... готова коротать ночи с любимицей, утешать и развле- оспитанницу. Няня уже стара, но с готовностью вспоми- Ка свое отрочество, которое представляется и Татьяне и чита- fl fl^ о ** телям далекой сказкой. Мой Ваня Моложе был меня, мой свет, & было мне тринадцать лет. редели две ходила сваха К моей родне, и наконец Благословил меня отец. Я горько плакала со страха, Мне с плачем косу расплели Да с пеньем в церковь повели. «Отправляя» Татьяну в Москву, автор рассказывает историю замужества ее матери, некогда чувствительной барышни. Выданная за Дмитрия Ларина, она пролила немало слез по своей несостоявшейся любви. Разумный муж уехал вскоре В свою деревню, где она, Бог знает кем окружена, Рг.аласъ и плакала сначала, С супругом чуть не развелась; Потом хозяйством занялась, Привыкла и довольна стала. Перерождение романтической барышни в помещицу вначале показано автором с достаточной долей иронии, но потом Пушкин переходит к описанию быта Лариных и их патриархальности, здесь тон меняется на сентиментальный. Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели... За столом у них гостям Я°сили блюды по чинам. Ларины были обычной провинциальной семьей, достойные осмеяния, так и уважения за приверженность традициям, Ни ^ хлебосольство. Критически настроенный Онегин обро-0 хозяйке несколько приятных слов: ...Ларина проста. Но очень милая старушка. «Проста» — это слово запомним, чтобы сравнить естественно и с достоинством держащую себя в свете, < родской дамой, когда Онегин увидит ее уже в Петербурге окружена завсегдатаями гостиных, вероятно, не всеми ее д0( желателями, но ее безупречная репутация и естественность ращения располагают к ней разных людей. К ней дамы подвигались ближе; Старушки улыбались ей; Мужчины кланялися ниже, Девицы проходили тише Пред ней по зале, и всех выше И нос и плечи подымал Вошедший с нею генерал. Роман «Евгений Онегин» населен большим количеством героев — петербургских и деревенских «жителей», но, несмотря на достаточную их многочисленность, все характеры выписаны если и не очень подробно, то достаточно ярко, чтобы создать не только фон, на котором действуют главные герои, а обрисовать русские лица, составляющие общество того времени. Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман, Глава повес, трибун трактирный, Теперь же добрый и простой Отец семейства холостой. Колоритную картину пошлого и бездуховного общества дает автор при описании бала в доме Лариных, провинциальные повесы и остряки оказываются не привлекательнее, чем петербургские. На фоне совершенной природы, естественной красоты они выглядят нелепыми и жалкими, недостойными уважения. С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов; Уездный франтик Петушков, Мой брат двоюродный, Буянов, В пуху, в картузе с козырьком. И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут. Обжора, взяточник и шут. не рассматриваем характеры Ольги и Ленского не по за-ости, а потому что о них не скажешь кратко — это тема Дельного сочинения. п исывая окружение главных героев, Пушкин придержива- онического тона> очень часто так же смотрит и на Оне- еТ° а вот о Татьяне говорит серьезно — это его идеал, над ним рй**** [е следует смеяться.