РОМАН “ЕВГЕНИЙ
ОНЕГИН” -


“ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
РУССКОЙ ЖИЗНИ”.


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА



Велико и
прекрасно поэтическое наследие Пушкина, и
одно из центральных, если не самое главное,
мест занимает в нем роман в стихах “Евгений
Онегин”. Особое значение романа для нас
состоит в том, что поэт дал в нем
сконцентрированное описание всех сторон
русской действительности того времени. “В
своей поэме он умел коснуться так многого,
намекнуть о столь многом, что принадлежит
исключительно к миру русской природы,

к миру
русского общества! “Онегин” можно назвать
энциклопедией русской жизни и в высшей
степени народным произведением”,— писал
Белинский.


Как полно и
вместе с тем художественно обрисован
светский Петербург и Петербург трудовой,
ярко предстает патриархально-дворянская
Москва, поместная деревня и панорама всей
Руси: “селенья, грады и моря”, общественная
жизнь и частный семейный быт, театры, балы,
народные святочные гаданья, работа
крепостных девушек в саду помещичьей
усадьбы, кутящая “золотая” молодежь в

модном
столичном ресторане и крестьянин, едущий на
дровнях по первому снегу, прекрасные
пейзажи времен года и многое, многое другое.
Ничего, хоть сколько-нибудь подобного
такому широчайшему охвату всех сторон
русской жизни не было еще ни в одном
произведении русской литературы до Пушкина.


“Евгений
Онегин” — роман о пушкинском сегодняшнем
дне, о людях пушкинского поколения и их
судьбах. В образе Евгения Онегина наиболее
полно отразились черты, которые являлись
отличительными для молодежи начала
XIX
века.


В светской
обстановке постоянного лицемерия, неверной
дружбы и игры в любовь, где жизнь “однообразна
и пестра, и завтра то же, что вчера”, не
могли быть счастливы люди с совестью и
острым умом. Разочарование толкает Онегина
на бегство в деревню, подальше от светской
суеты, к “уединенным полям, прохладе
сумрачной дубравы, журчанью тихого

ручья”, но
и здесь он не находит дела, способного
увлечь его, и очень скоро убеждается,



“Что и в
деревне скука та же,


Хоть нет ни
улиц, ни дворцов,


Ни карт, ни
балов, ни стихов”.



Другой
представитель молодежи начала
XIX
века —
Владимир Ленский. Пылкий и восторженный
романтизм Ленского — явление в своем роде
не менее характерное для передовой
молодежи пушкинского времени, чем
охлаждение и скептицизм Онегина. “Возвышенные
чувства” и “девственные мечты” Ленского,
его наивная вера в мир совершенства —
результат полной оторванности от реальной
русской действительности, к встрече с
которой Владимир был совершенно не
приспособлен, за что и поплатился жизнью.


Однако
Россия — это не только две столицы, и поэта
не может удовлетворить показ лишь
светского дворянства. Он ведет нас в
провинцию и рисует широкую панораму
российской помещичьей жизни. Но и это, в
основном, затхлое болото, как, например,
доставшееся Евгению по наследству родовое
гнездо,



“Где
деревенский старожил


Лет сорок с
ключницей бранился,


В окно
смотрел и мух давил”.



Даже в
семье Лариных, которую Пушкин описывает с
определенной симпатией, ощущается та же
затхлая атмосфера. Сам бригадир Дмитрий
Ларин



“...был
добрый малый,


В прошедшем
веке запоздалый;


Но в книгах
не видал вреда;


Он, не читая
никогда,


Их почитал
пустой игрушкой...”



Что же
вызывает тогда сочувствие и даже симпатию
Пушкина к такой заурядной мелкопоместной
дворянской семье? Ответ один: ее
патриархальные порядки и быт тесно связаны
с образом жизни народа. Сам Пушкин, истинно
народный поэт, относится ко всему народному
с глубокой любовью и нежностью. Вот почему
семья Лариных, где с благоговением
предавались “привычкам милой старины”,
идеализирована
в
романе. Однако, оставаясь поэтом-реалистом,
автор рисует не только
лирический
среднерусский пейзаж, не только
поэтические картины из крестьянской жизни:
гадания в полночь на женихов, народные
песни, но и ее тяготы: девушек, которых
заставляют петь эти песни, чтобы, не дай Бог,
при сборе ягод не полакомились ими,
прошедшую жизнь старой няни Татьяны,
которая и “не слыхала про любовь” и была
выдана замуж в тринадцать лет. Все это дает
нам довольно яркое и живое представление об
истинном положении народа.


Эту же свою
привязанность ко всему народному, к
русскому Пушкин переносит и на Татьяну,
свой самый любимый женский образ, в чем
неоднократно и сам признается. Любит он ее
за близость к простому народу, за русскую
душу, за национальную гордость. Пушкин
вывел в образе Татьяны идеал русской
женщины, в которой “все тихо, просто”,
женщины с чувствительной душой и горячим
любящим сердцем. Татьяна необычна в
дворянской среде, и все же это типичный
образ, так как она — человек русский всем
своим существом. Это и отличает ее от
Онегина и Ленского, давая ей большие
преимущества перед ними. “...У ней и в
отчаянии, и в страдальческом сознании, что
погибла ее жизнь, все-таки есть нечто
твердое и незыблемое, на что опирается ее
душа. Это ее воспоминания детства,
воспоминания родины, деревенской глуши... И
этого не мало... Тут соприкосновение с
родиной, с родным народом”.


Прослеживая
жизненный путь своей героини, Пушкин вновь
возвращает нас во вторую столицу России, в
Москву, на рауты, в салоны величавых дворцов,
к обществу, где порядочным человеком
считается тот,



“Кто в
двадцать лет был франт иль хват,


А в
тридцать выгодно женат;


Кто в
пятьдесят освободился


От частных
и других долгов,


Кто славы,
денег и чинов


Спокойно в
очередь добился”.



И вновь
встают перед читателем картины жизни “светской
черни”, тонко подмеченные и выведенные
Пушкиным в романе.


Однако,
говоря о “Евгении Онегине” как о романе-энциклопедии,
где отразились все характерные черты жизни
России начала
XIX века,
нельзя не вспомнить о
X главе
произведения, в которой дана широкая
панорама политической жизни страны того
времени и которую Пушкин не смог
опубликовать и даже был вынужден
зашифровать ее по политическим и цензурным
соображениям. Как можно было напечатать в
России стихи, где с презрением показан и
едко высмеян сам государь-император?



“Властитель
слабый и лукавый,


Плешивый
щеголь, враг труда,


Нечаянно
пригретый славой,


Над нами
царствовал тогда”.



Но даже не
это самое существенное. Главным является то,
что Пушкин поэтически, образно и
одновременно четко и крайне предметно
показал общественный подъем, новые веяния,
проникающие в тюрьму российской
действительности после угрозы
двенадцатого года. Пушкин рисует среду
декабристов, с которыми близко общался:



“Тут Лунин
дерзко предлагал


Свои
решительные меры


И
вдохновенно бормотал.


Читал свои
Ноэли Пушкин,


Меланхолический
Якушкин,


Казалось,
молча обнажал


Цареубийственный
кинжал”.



 



Энциклопедия
романа, его огромное познавательное
значение для последующих поколений
Белинский считал основной чертой, которая и
обеспечит роману Пушкина бессмертие: “Пусть
идет время и приводит с собой новые
потребности, новые идеи, пусть растет
русское общество и обгоняет “Онегина”, как
бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно
любить эту поэму, всегда будет
останавливать на ней исполненный любви и
благодарности взор”.