"Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать"


А.С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию,
и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной
жизни и любопытства к ней, что жизни он мог отдаться беззаветно. Он
не только жил, но и писал.
И оттого Пушкин - самое драгоценное, что есть у России, самое родное
и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь
русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объективно,
без восторга.
Творчество этого
богопоэта необыкновенно разнообразно, как сама
жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе,
посмертная слава, муки творчества - все это становится объектом
поэтического исследования. В своей поэзии Пушкин наследовал
лучшие традиции мировой и русской литературы. Наиболее
выразительно это проявляется в теме предназначения поэта и поэзии.
Над вопросом о своем поэтическом наследии задумывались все поэты
всех времен. Поэтому эпиграфом к стихотворению "Я памятник себе
воздвиг..." Пушкин не случайно выбирает начало оды Горация "Я
воздвиг памятник". Строки этого, стихотворения перекликаются со
строками Ломоносова "Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше
пирамид и крепче меди..." и с чувствами Державина: "Я памятник себе
воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид...". Но
Пушкин понимает предназначение поэта в том, чтоб, "обходя моря и
земли, глаголом жечь сердца людей".
Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное
множество осмыслений. Перечитывая его строки, каждый раз по-
новому понимаешь их содержание.
"Что же было предметом его поэзии?" - спрашивал Гоголь. И отвечал:
"Все стало предметом". Действительно, в стихах Пушкина мы найдем
все: и реальные портреты времени, и философские размышления о
главных вопросы бытия, и портреты вечного изменения природы и
движения человеческой души. Пушкин был больше, чем поэт. Это был
историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху.
Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким
взглядом художника и тонким слухом музыканта:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса...
Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые
порывы: Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты
катишь волны голубые И блещешь гордою красой.
Именно в стихотворении "К морю" Пушкин ассоциирует образ моря с
неспокойной бурной стихией, со "свободной стихией" борьбы.
Другое настроение воплощено в стихотворении "Я помню чудное
мгновенье". В нем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и
о том, как его жизнь повлияла на это чувство: "...Звучал мне долго
голос нежный, И снились милые черты". Стихотворение построено на
сопоставлении двух образов: любви и жизни. Жизнь идет своим
чередом "в глуши, во мраке заточенья", но любовь - это божество и
вдохновенье, которые торжествуют над жизнью. Или - другая тема.
Тема смерти. Всегда в его творчестве совершается пир во время чумы,
всегда одновременно кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает, цепь
жизнь-смерть непрерывна. "Эта черная телега имеет право всюду
разъезжать". И на одном из этих празднеств, окаймленных черной
смертью, Пушкин над нею смеется, дерзновенно славит Царствие чумы
и раскрывает глубины обезумевшего сердца:
Есть упоение в бою, И бездны мрачной на
краю, И в разъяренном
океане Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И
в дуновении чумы! - Все, все, что гибелью грозит, Для сердца
смертного таит Неизъяснимы наслажденья, Бессмертья, может быть
залог.
Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправданием
добра. И это ее назначение сказывается и в самой форме, в самих
звуках его стихотворений. Не только определенные сюжеты и общий
строй его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их,
ласкающие сердце, уже примиряют с природой и жизнью.
Пушкин "видел и внимал" всю окружающую жизнь. Его произведения
именно поэтому так близки многим читателем. Он смог "жить, чтоб
мыслить и страдать", и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе
с Пушкиным.