“Иди один и исцеляй слепых...”

А. А. Ахматова


Александр Сергеевич Пушкин является нашим национальным достоянием. Это очень громкая фраза, но она абсолютно справедлива. Постараюсь объяснить, почему я в этом так уверена. Конечно, жизнь любого, даже самого “маленького”, человека имеет свою уникальную ценность, как кирпичик в здании истории человечества. Кроме того, очень много сильных и талантливых людей вертят вперед колесо истории, работая в различных областях искусства, науки и техники. Но есть люди особо выдающиеся, гении, которых можно пересчитать по пальцам. Поступки гениев могут изменять ход истории, если они политические деятели или полководцы. Открытия гениев раздвигают горизонты человеческого сознания, если те посвятили себя науке. Произведения гениев облагораживают человечество, если они творцы.
Вот уже почти двести лет все русскоязычное население земли воспитывает лучшие свои качества на творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Этот факт является бесспорным доказательством того, что поэт верно понимал свое предназначение и гениально его исполнил. История всех расставляет по своим местам, и в двадцать первом веке мы можем с полной уверенностью сказать, что гордое пророчество Пушкина сбылось:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленъя убежит,

И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.


В метафорическом стихотворении “Пророк” Пушкин говорит о том, что поэту Божественной силой предписано быть пророком. Это очень тяжелая миссия, но отказаться или изменить ей нельзя. В груди поэта живет огонь, который не позволяет ему оставаться равнодушным к бедам и страданиям других людей. И слух у поэта необыкновенный, он улавливает то, чего не слышит простой смертный:

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанъе.


А
для того чтобы поэт мог выразить то, чему сочувствует своим горячим сердцем и что слышит внутренним слухом, Бог вложил в его уста “жало мудрыя змеи”. Благодаря этому поэт может не просто говорить, а “глаголом жечь сердца людей”, чтобы не осталось глухих к чужим несчастьям и равнодушных к чужой боли.
Примером произведения, созданного пророком, может служить ода “Вольность”. Поэт смеет говорить правду прямо в лицо “самовластительным злодеям”, призывает их к справедливости:

Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.


Угнетенному народу поэт говорит о том, что Свобода дает-дорогой ценой, но она стоит того, чтобы за нее бороться:

А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!


Но, к сожалению, большинство рабов смиренно принимают существующую несправедливость. Видя это, “свободы сеятель пустынный” имеет полное право гневно сказать людям о том, что они сами виноваты в своей униженности:

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.


Но разочарование, которое звучит в этих строках, совсем не означает, что поэт отказывается от своей просветительской миссии. Просто он “вышел рано, до звезды”. Но пройдет время, и “взойдет она, звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна..” Лучшие сыны нашей Родины будут повторять вслед за пророком слова из послания “К Чаадаеву”:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!


Значение творчества Пушкина в становлении и развитии самосознания нашей нации трудно переоценить. Практически нет волнующих нас тем, которые обошел бы вниманием наш национальный гений. У замечательного поэта конца двадцатого века Булата Окуджавы есть аллегорическое стихотворение, которое я очень люблю. Оно образно трактует незримое присутствие творчества Пушкина в нашей жизни: семья фотографируется на фоне его портрета. Чтобы дети не отвлекались во время съемки, фотограф обещает, что из аппарата вылетит птичка:

Мы будем счастливы, благодаренье снимку,
Пусть жизнь короткая проносится и тает.
На веки вечные мы все теперь в обнимку
На фоне Пушкина... И птичка вылетает!


Свершается связь времен: эта птичка всегда напоминает мне о своей дальней родственнице, которую в 1823 году увековечил пророк нашего Отечества Александр Сергеевич Пушкин:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
Зачтена Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!