ТАТЬЯНА - “МИЛЫЙ
ИДЕАЛ” ПУШКИНА (по роману “Евгений Онегин”)



...Татьяна —
существо исключительное, натура глубокая,
любящая, страстная... В. Г. Белинский.



Очевидно, в
искусстве возможно такое чудо, когда
художник всерьез увлекается своим
собственным творением. Вероятно, и
Александр Сергеевич, работая над романом “Евгений
Онегин”, любовался чудесной девушкой,
оживающей под его пером. Он с любовью
описывает ее внешность, силу чувств, “милую
простоту”. На многих страницах невольно
признается: “Я так люблю Татьяну милую мою”,
“Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я
слезы лью...”


Часто
говорят о “тургеневских девушках”. Эти
образы будут вечно тревожить воображение
своей женственностью, чистотой,
искренностью и силой характера. Но мне
кажется, что “пушкинские девушки” не менее
интересны и привлекательны. Маша
Троекурова из “Дубровского”, Маша
Миронова из “Капитанской дочки”, Марья
Гавриловна из “Метели”... Видимо, Мария —
любимое женское имя поэта. Ведь и свою
старшую дочь он назвал Машей. Но самая “знаменитая”
из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина.


Писатель
много раз подчеркивает, что Татьяна любила
природу, зиму, катание на санках. Природа,
старинные обычаи, соблюдаемые в семье, и
создали “русскую душу” Татьяны.


Татьяна во
многом похожа на других девушек. Так же “верила
преданьям простонародной старины, и снам, и
карточным гаданьям”, ее “тревожили
приметы”. Но было с детства много такого,
что отличало ее от других, она не



Но куклы
даже в эти годы


Татьяна в
руки не брала;


Про вести
города, про моды


Беседы с
нею не вела.



С детства
она отличалась мечтательностью, жила
особой внутренней жизнью. Автор
подчеркивает, что девочка была лишена
кокетства и притворства — качеств, которые
ему не нравились в женщинах. Много строк
посвящено роли книг, которые были для Тани
главным миром, сформировали ее лучшие
чувства. Так Пушкин подводит нас к
пониманию того, то Татьяна — натура
поэтическая, высокая, одухотворенная, разве
поэту может такая не нравиться?


В одной из
повестей он пишет, что уездные барышни
просто прелесть. Они воспитаны на чистом
воздухе, в тени яблонь, знание света черпают
из книг. Уединение, свобода и чтение рано в
них развивают чувства и страсти, которые
неизвестны рассеянным красавицам.
Существенное достоинство тих девушек — их
самобытность. Сказано как будто о Татьяне.
По душе автору и открытость, прямота его
героини. Хотя Девице первой признаваться в
любви всегда считалось неприличным,
Татьяну трудно осуждать за это. Поэт
спрашивает:



За что ж
виновнее Татьяна?


За то ль,
что в милой простоте


Она не
ведает обмана


И верит
избранной мечте?



Не может
читатель не заметить и постоянство
характера Татьяны. Оно присуще ей с раннего
девичества. Но и когда она становится
знатной дамой, то с грустью и умилением
вспоминает Прежнюю сельскую жизнь. И любовь
к Евгению по-прежнему хранит в душе.


Нельзя не
отметить еще одну характеристику,
раскрывающую отношение поэта к его “милому
идеалу”:



Она была
нетороплива,


Не холодна,
не говорлива,


Без взора
наглого для всех,


Без
притязаний на успех,


Без этих
маленьких ужимок,


Без
подражательных затей...



Пушкин “истинный
был гений” в науке “страсти нежной”,
хорошо знал женскую натуру. Но в его
произведениях вырисовывается тот
собирательный портрет девушки, которой он
отдает предпочтение. Главные ее черты —
благородство и верность супружескому долгу.
Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву
святости брака. Марья Гавриловна,
отказывающая всем поклонникам, потому что
случай повенчал ее с неизвестным офицером.
Маша Миронова, не отрекшаяся от своего
жениха и сумевшая попасть ради него к самой
царице. Наконец, Татьяна, которая с
твердостью говорит:



Но я
другому отдана:


Я буду век
ему верна.



Проходят
эпохи, меняются моды, увлечения,
общественные условия и законы, но всегда
будут в чести те душевные качества, которые
делают Татьяну Ларину и других “пушкинских
девушек” милыми: чистота, благородство,
верность.