“ЕВГЕНИЙ
ОНЕГИН” - ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


РУССКОЙ
ЖИЗНИ И В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ


НАРОДНОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ”



В
знаменитую Болдинскую осень 30-летний А.С.
Пушкин завершил работу над романом “Евгений
Онегин”. Работая над ним, он чувствовал
свой “полдень”, но был благодарен юности “за
шум, за бури, за пиры”. За это время многое
переменилось в жизни. Царствование
Александра
I, ссылка,
изгнание, декабрь 1825 года. Иных уже не было,
другие томились в ссылке. Много поводов для
раздумий и разочарований, но работа над
романом захватывала, стих лился легко и
свободно. В романе возникло отражение легко
узнаваемой жизни Москвы, Петербурга, сонной
провинции, замелькали лица дворян и
дворовых, военных и штатских, старых и
молодых — вся Россия. Как в зеркале,
отразились в нем ее история и культура, ее
национальные черты. Ведь истинная
национальность, по словам Гоголя, “состоит
не в описании сарафана, но в самом духе
народа”, а им пронизано все произведение. И
хотя Пушкин представил в романе, в основном,
дворянское сословие, к которому
принадлежал сам, в нем “почти
исключительно выразился прогресс” эпохи 20-х
годов
XIX века.


Высший круг
общества, к которому принадлежал Онегин,
диктовал свои законы воспитания,
образования, поведения. Многие, как и отец
героя, служили, но жили долгами, балами,
перепоручив воспитание детей гувернерам-иностранцам,
а те учили “чему-нибудь и как-нибудь”. Свет
завершал образование “наукой страсти
нежной”.


Западные
прогрессивные идеи проникали в Россию
через молодежь, обучавшуюся в
университетах Германии, как Ленский, но не
прививались, а лишь вызывали споры,
брожение умов. “Волшебный край” искусства
захватывал, завораживал на время, но
устаревшие течения вызывали критику:
сентиментализм наводил сон, а романтизм был
темен и вял. Попадая в суету света, отдавая
себя
балам,
обедам, театрам, даже лучшие из лучших вели
жизнь праздную, без цели, забот, труда. Когда
“Петербург неугомонный” уже бывал
пробужден к трудовой жизни, Онегин только
возвращался домой, чтобы к вечеру опять
погрузиться в водоворот удовольствий.
Неудивительно, что “рано чувства в нем
остыли”, “наскучил света шум” и овладела
“русская хандра”. Трагедия Онегина и ему
подобных в том, что нет в их жизни высокой
цели, они оторваны от национальной культуры,
но связаны условностями света, их страшит “шепот,
хохотня глупцов”, а естественные
человеческие чувства и порывы прячутся,
подавляются. Свет признает лишь тех,



Кто в
двадцать лет был франт иль хват,


А в
тридцать выгодно женат,


Кто в
пятьдесят освободился


От частных
и других долгов,


Кто славы,
денег и чинов

Спокойно в
очередь добился...



Это “везде
встречаемые лица”: “дамы в чепцах и розах,
с виду злые”, “необходимые глупцы”, некто
Проласов, заслуживший известность низостью
души, бальные диктаторы — все те, кого мы
встречали в комедии Грибоедова, встретим и
у Гоголя.


Не
отличается ни в чем от столицы и
белокаменная Москва, ярмарка невест, хотя
она более привержена старине и несколько
отстает от моды:



Все так же
лжет


Любовь
Петровна,


Иван
Петрович так же глуп,


Семен
Петрович так же скуп...



Те же
родственные обеды, разговоры, альбомы,
сплетни — “бессвязный, пошлый вздор”.


Все то же и
в деревне, в усадьбах мелкопоместных дворян,
но с имитацией деятельности. Помещики ездят
по работам, ведут расходы, солят на зиму
грибы, бранятся с ключницами и приказчиками,
наказывают слуг, а в остальном, как и в
столице, много едят, пьют, устраивают балы,
молятся без усердия. Так живут Пустяковы,
Буяновы, Ларины — помещики с говорящими
фамилиями,— так жили их отцы и деды.
Провинция забирает жар юных душ: попав в
деревню
,
даже незаурядный человек забросит свои
занятия и будет толстеть, наживать подагру,
браниться.


Черты
народного быта отмечены Пушкиным штрихами:
у помещика Пустякова мужики нищие, мать
Татьяны скора на расправу, девушки-крестьянки,
собирая ягоды, поют,



Чтоб
барской ягоды тайком


Уста .лукавые
не ели...



Лишь
портрет старой няни более конкретен.
Отданная замуж в 12 лет, она видела мало
счастья в жизни, а всю свою любовь перенесла
на господских детей.


Поэтические
образы, созданные Пушкиным, вместили в себя
очень много. Одно точно подобранное слово —
эпитет, метафора — и вот перед вами целый
мир. Мир человека и
природы
тесно связаны на страницах романа. Пейзаж
нередко является реальным фоном, на котором
развертываются события, указывает на
движение времени, оттеняет чувства героев,
подчеркивает народную основу:



Татьяна (русская
душою,


Сама не
зная почему)


С ее
холодною красою


Любила
русскую зиму...



Лирические
отступления — превосходный комментарий
автора, пожалуй, самого главного героя
романа. В них много мягкого юмора, душевной
теплоты, нежности, мудрости и сердца.


Давая общую
характеристику роману “Евгений Онегин”,
Белинский писал: “В своем романе Пушкин
сумел коснуться так многого, намекнуть о
столь многом, что принадлежит
исключительно к миру русской природы,
русского общества. Поэтому-то “Онегина”
можно назвать энциклопедией русской жизни
и в высшей степени народным произведением”.