“МИЛЫЙ
ИДЕАЛ” ЖЕНЩИНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ



(по роману А.С.
Пушкина “Евгений Онегин”)


Существует
древнегреческая легенда о том, как один
скульптор изваял из камня девушку. Каменная
дева была настолько красива, что мастер
влюбился в собственное творение. Любовь к
девушке была так сильна, что скульптор
потерял покой оттого, что это прекрасное
изваяние никогда не оживет. Видя мучения и
тоску замечательного мастера, боги
сжалились над ним и оживили статую, тем
самым обрекая мастера и его создание на
вечную любовь. Эта легенда прекрасна.


Вероятно, и
Александр Сергеевич Пушкин, работая над
романом “Евгений Онегин”, любовался
чудесной девушкой, оживающей под его пером.
Поэт с любовью описывает ее внешность, силу
чувств, “милую простоту”. На многих
страницах невольно признается: “Я так
люблю Татьяну милую мою”, “Татьяна, милая
Татьяна! С тобой теперь я слезы лью...” Часто
говорят о “тургеневских девушках”. Эти
образы будут вечно тревожить воображение
своей женственностью, чистотой,
искренностью и силой характера. Но мне
кажется, что “пушкинские девушки” не менее
интересны и привлекательны. Маша
Троекурова из “Дубровского”, Маша
Миронова из “Капитанской дочки”... Видимо,
Мария — любимое женское имя Пушкина. Ведь
он назвал свою старшую дочь Машей. Но
самая
“знаменитая” из всех героинь Пушкина —
Татьяна Ларина.


В романе мы
встречаемся с ней в поместье ее родителей.
Деревня Лариных, как и Онегина, верно, тоже
“прелестный уголок”, какие попадаются в
средней полосе России. Писатель много раз
подчеркивает, что Татьяна любила природу,
зиму, катание на санках. Природа, старинные
обычаи, соблюдаемые в семье, и создали “русскую
душу” Татьяны.


Отец Тани “был
добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”,
— иронизирует Пушкин. Все хозяйство
самоуправно вела мать. Дни семейства,
которые описываются с любовной иронией,
протекали мирно и спокойно. Собирались
часто соседи “и потужить, и позлословить, и
посмеяться кой о чем”. Татьяна во многом
похожа на других девушек. Также “верила
преданьям простонародной старины, и снам
,
и карточным гаданьям”, ее “тревожили
приметы”. Но было уже с детства много
такого, что отличало ее от других:


Она
ласкаться не умела


К отцу, ни к
матери своей;


Дитя сама, в
толпе детей


Играть и
прыгать не хотела


И часто
целый день одна


Сидела
молча у окна.


С детства
она отличалась мечтательностью, жила
особой внутренней жизнью. Автор
подчеркивает, что девочка была лишена
кокетства и притворства — качеств, которые
ему не нравились в женщинах. Много строк
посвящено роли книг, которые сыграли не
малую роль в формировании личности Татьяны.
Так Пушкин подводил нас к пониманию того,
что Татьяна — натура поэтическая, высокая,
одухотворенная. А разве поэту может такая
не нравиться?


В одной из
повестей Пушкин пишет, что уездные барышни
— просто прелесть. Они воспитаны на свежем
воздухе, в тени яблонь, знание света черпают
из книг. Уединение, свобода и чтение рано в
них развивают чувства и страсть, которые
неизвестны рассеянным красавицам.
Существенные достоинства этих девушек:
особенность характера и самобытность.
Сказано как будто о Татьяне. По душе автору
открытость и прямота его героини. Хотя
девице первой признаваться в любви всегда
считалось неприличным, но Татьяну трудно
осуждать за это. Поэт спрашивает:


За что ж
виновнее Татьяна?


За то ль,
что в милой простоте


Она не
ведает обмана


И верит
избранной мечте?


Не может
читатель не заметить постоянство характера
Татьяны. Оно присуще ей с раннего детства.
Но и когда она становится знатной дамой, то
с грустью и умилением вспоминает прежнюю
сельскую жизнь, когда она моложе и “лучше,
кажется, была”. И любовь к Евгению Татьяна
по-прежнему хранит в себе.


Нельзя не
отметить еще строки, раскрывающие
отношение поэта к его “милому идеалу”:


Она была
нетороплива,


Не холодна,
не говорлива,


Без взора
наглого для всех,


Без
притязаний на успех,


Без этих
маленьких ужимок,


Без
подражательных затей...


Пушкин
любил Татьяну... Он описывает ее такой, какой,
вероятно, хотел бы видеть свою жену. Поэт
ведь “истинный был гений” в науке “страсти
нежной”, хорошо знал женскую натуру. Но в
его произведениях вырисовывается тот
собирательный портрет девушки, которой он
отдает предпочтение. Главные ее черты —
благородство, верность супружескому долгу.
Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву
святости брака. Марья Гавриловна,
отказывающая всем поклонникам, потому что
случай повенчал ее с неизвестным офицером.
Маша Миронова, не отрекшаяся от жениха и
сумевшая ради него попасть к самой царице.
Наконец, Татьяна с твердостью говорит:


Но я
другому отдана;


Я буду век
ему верна
.



Проходят
эпохи, меняются моды, увлечения,
общественные условия и законы, но всегда
будут в чести те душевные качества, которые
присущи “пушкинским девушкам”: чистота,
благородство, верность.


Толковый
словарь русского языка под редакцией Д.Н.
Ушакова трактует слово “идеал” так: лучший,
самый совершенный образец, высшая степень
совершенства.


Такова “...Татьяна
— существо исключительное; натура глубокая,
страстная, любящая...” (В.Г. Белинский).


Для меня
Татьяна также является “милым идеалом”. О
ней я рассказала в своем сочинении, “полном
любви и удивленья” перед тем, что “есть
ценностей незыблемые скалы” (О.
Мандельштам) — “милый идеал” женщины.