Роман «Евгений Онегин», мне кажется, занимает цен¬тральное место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Главный герой романа Евгений Онегин является типичным представителем разочарованного поколения молодых дворян, который проходит духовную эволюцию на страницах романа. При этом главную роль в перевороте сознания Онегина сыграла Татьяна Ларина, центральный женский образ романа, а также одна из самых выдающихся женщин в русской литературе.

История отношений Евгения и Татьяны начинается с предыстории главного героя. Онегин живет без цели, и Пушкин подчеркивает, что «труд упорный ему был тошен». Спасаясь от хандры, Онегин едет в деревню, пытаясь отвлечься от тоскливых мыслей. Первое время главный герой действительно находит покой, наслаждаясь деревенской тишиной и красотой сельской природы. В деревне он ведет себя как гуманный человек по отношению к крестьянам, но по большому счету не задумывается над их судьбой. Несмотря на то, что «раб судьбу благословил», благодаря Онегину, того недолго занимали мысли о благополучии своего имения. И здесь, вдали от света, все действия Онегина сопровождаются той же скукой. До тех пор, пока герой не познакомился с молодым романтиком Владимиром Ленским, который привел Онегина в семейство Лариных. Однако это знакомство заканчивается трагедией для всех героев.

Зная, как сильно привязан Ленский к Ольге Лариной, Онегин все же позволяет себе ухаживания за сестрой Татьяны просто от безотчетной скуки. Эти действия повлекли за собой дуэль с Ленским, в результате которой молодой друг Онегина погибает. Дуэль эта стала очередным этапом духовной эволюции Онегина. Главный герой испытал порыв остановить дуэль, понимая ее абсурдность, тем не менее холодный рассудок и гордость одержали верх, помешали Онегину проявить истинное, а не мнимое геройство. Так, искренне привязанный к Ленскому, Онегин все же губит друга. Переживания и раздумья, нахлынувшие на Онегина после гибели Ленского, заставили его пересмотреть свое отношение к жизни и безразличие к другим. Герой все более и более замыкается, ощущая безысходное одиночество. В подавленном состоянии Онегин решается покинуть деревню и отправиться в странствия. Но и это не спасает его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются:
Чего мне ждать? Тоска, тоска...

Однако во всей этой истории главному анализу подвергается не столько характер героя и его душевная слабость, толкнувшая на тщеславную дуэль, а характер куда более сложный и духовно наполненный – образ Татьяны Лариной. Именно эта героиня явилась тем типом русской женщины, которая вобрала в себя все лучшие человеческие душевные качества: развитое воображение, пытливый ум, способность к настоящим глубоким чувствам. Именно поэтому на Татьяну, а не Ольгу сразу же обратил внимание Евгений Онегин, угадав ее скрытый от окружающих богатый внутренний мир.

Татьяна росла замкнутой и задумчивой девочкой, ее привлекала природа вокруг, полные народного очарования рассказы ее крепостной няни, богатство русских традиций и проявления незатейливой культуры крестьянского быта. Татьяна, как и Ольга, взрослела под впечатлением от французских романов, по которым складывала в уме образ идеального возлюбленного. Недостаток житейского опыта сыграл свою роль в роковом чувстве Татьяны к Онегину. Ведь в отличие от сестры, Татьяна отличается редким постоянством. Вот почему любовь к Онегину стала единственным настоящим чувством на всю ее жизнь. Даже холодный отказ Евгения, разбитые девичьи мечты о любви и эгоизм любимого человека не сломили стойкий дух Татьяны, сохранившей невероятное чувство собственного достоинства.

Подчинившись семейной воле, Татьяна Ларина выходит замуж и становится «равнодушною княгиней», признанной и уважаемой светской дамой с безупречной репутацией. Однако в душе Татьяна осталась той же неискушенной девочкой, которая влюбилась в гордого столичного красавца. Татьяна печально говорит очарованному ею Евгению:
Всю ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас.

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее раскрывается глубина характера героини. Татьяна Ларина со всем благородством своей души искренне сожалеет о несбывшейся любви, однако в свой черед отвечает Онегину отказом, оставаясь верной законному мужу. Оба героя переживают страшные сердечные муки, однако Татьяна выглядит намного достойнее главного героя романа, будучи цельной натурой, обладая настоящей стойкостью духа. Так Пушкин в галерее женских образов своего великолепного романа «Евгений Онегин» показал истинную русскую натуру – прекрасную женщину, обладающую столь великим достоинством, столь прекрасными душевными качествами, что даже герой своего времени, разочарованный циник Евгений Онегин, преображается под действием чар Татьяны Лариной, понимая всю силу настоящей любви. Поэтому вполне справедливым является замечание Ф.М.Достоевского о том, что Татьяну бесспорно можно назвать истинной главной героиней романа А.С.Пушкина.