Особенности проблематики одного из произведений В.Распутина.

Валентин Распутин – наш современник, труженик и творец. Произведения его, написанные в 70-е годы, актуальны по сей
день. Писатель предостерегает нас против дерзкого обращения с природой, против самоуверенного вмешательства в заведенный
ею порядок. «Прощание с Матерой» - повесть о том, как строили в 70-е годы ГЭС и затопляли деревни, встававшие на пути.
Матера – старая деревня, расположенная на острове посреди реки Ангары. Затопление Матерой неизбежно, но вся все дело в
том, что за образом Матёры-деревни скрывается материк прежней крестьянской жизни. А жизнь эту с ее опытом, глубинкой,
культурой надо бы сберечь, передать потомкам… Когда объявили, что деревню надо затоплять, люди начали сниматься со своих
мест и переезжать в город или в новый поселок. Люди – это душа Матёры. Они уезжают, и Матёра предчувствует скорую гибель
«… уж повяла деревня…, как подрубленное дерево…, сошла с привычного хода».
Главная героиня повести – простая деревенская старуха Дарья. Именно через нее автор передает нам свои главные мысли. В
избе у Дарьи часто собирались другие старухи: Сима, Настасья. Попивая чай, они вели разговоры все об одном: о
предстоящем затоплении Матеры и о вынужденном переезде. «Кто ж старое дерево пересаживает?!», - говорит Настасья.
Понимают старухи, что пропадут они без своей родной деревни, без могилок родственников. «Доведись до меня, взяла бы и
никуда не тронулась. Пушай топят, ежели так надо», - рассуждает Дарья. Она готова остаться здесь навсегда. За долгие
годы старуха сжилась со своей деревней, со своей избой. Она уже не мыслит никакой жизни без этого. Дарья пытается
понять, зачем она вообще жила так долго на белом свете, если сейчас судьба ее так жестоко за что-то наказывает. Она ведь
чувствует ответственность за всю деревню! «Нет… я про себя, прости Господи, не возьмусь сказать, что это я жила… Слишком
много со мной не сходится…».
Понимает Дарья, что не зря жила, но испытывает тревожную неловкость от того, что не может в полной мере распоряжаться
своей судьбой, от этого ей неспокойно. Она чувствует, что какого-то важнейшего своего предназначения люди не исполняют.
Дарье казалось, что «… нет ничего несправедливей в свете, когда… человек доживает до бесполезности».
Жалеет деревню и ее сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто «не поливал потом каждую
борозду», но он согласен и с тем, что наука важнее природы; он понимает, что плотина нужна, и они должны переселиться.
Но не может смириться с этой правдой бабка Дарья, ведь затопят могилы, а это память. Она уверена, что «правда в памяти,
у кого нет памяти – у того нет жизни». Она хочет здравого смысла, хочет только одного: чтобы понимали люди, что жизнь
должна каждым новым поколением подхватываться и продолжаться, а не начинаться с чистого листа «… эта возникшая… тихая
глубокая боль, что ты и не знал, что ты – не только то, что ты носишь в себе, но и то, не всегда замечаемое, что вокруг
тебя,… Быть может, лишь это одно и вечно». Оно передается «от человека к человеку, от отцов к детям и от детей к
внукам…» Распутин рассуждает о вечности, о преемственности поколений, о том, что существует невидимая нить, связывающая
поколения. Не должна разрываться цепь поколений.
Дарья рассуждает о молодежи: «Вам что Матера, что хомра… Тут не приросли и негде не прирастете, ниче вам не жалко
будет». Матера… «это земля-то всем принадлежит – кто до нас был и кто после нас придет… Вам ее старшие поручили, чтобы
вы жисть прожили и младшим передали», - говорит Дарья внуку.
Старуха просит прощения у Господа за всех людей: «Прости нам, Господи, что слабы мы… и разорены душой… » Она с ужасом
думает: «Неужели и о Матёре люди, которые не останутся, будут вспоминать не больше, чем о прошлогоднем снеге? » Очень
близко к сердцу воспринимают старухи все, что творится в деревне: разорение кладбища, поджог домов… Когда горела
мельница, старухи пошли в последний раз посмотреть на нее и дать ей почувствовать, как болят за всё происходящие их души.
Дарья часто приходила на кладбище, разговаривала с могилками своих родителей, пыталась понять, в чем ее вина, что все
так случилось.
И не только люди, но и сама природа против такого грубого вторжения в ее жизнь. Например, могучий царский листвень,
который не могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал, не сломился. Но природа не можетр быть вочной!..
В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – главная тема этого произведения.
Хотя и строится новый поселок, в нем уже нет стержня той деревенской жизни, которой набирается крестьянин с детства,
общаясь с природой.
Прощаясь с Матёрой, Дарья будто бы проводила в последний путь человека
Простившись с деревней и с избой, Дарья успокоилась. Она готова уехать, куда угодно, пусть делают с ней, что хотят…
Сердцем она всегда будет в Матёре, на земле отцов и дедов.
Через деревню Матёру, через старуха Дарью Распутин показывает свое беспокойство за судьбу сельского жителя и русской
деревни беспокойство за всех нас, за наше будушее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам – это и вопрос об
отношении к Родине.