"Капитанская дочка" - вершинное произведение творчества русского гения А.С. Пушкина. Эта повесть была написана в 30-е годы прошлого столетия, спустя полвека после описываемых в ней событий пугачевского бунта. Пушкин здесь не только писатель, но и историк-исследователь. "Сравнительно с "Капитанскою дочкою", - отмечал Гоголь, - все наши романы и повести кажутся приторною размазнею...". Автор показал на страницах своего произведения реальных героев, к которым прежде всего относится бунтовщик Емельян Пугачев. Заслуга писателя состоит в том, что он охарактеризовал Пугачева не так, как делали его предшественники: образ вождя в повести показан со всей правдивостью. При чтении романа мы, читатели, неоднократно видим как положительные, так и отрицательные стороны этой исторической личности.

Важнейшую роль в повести играет первая встреча Гринева с Пугачевым. На первый взгляд, незначительный эпизод, но какую смысловую нагрузку несет на себе! Начну обо всем по порядку. В главе "Вожатый", во время ужасного бурана в Оренбургской степи сталкиваются лицом к лицу два главных героя этой повести - бунтовщик Пугачев и молодой дворянин Гринев. Следует отметить, что для Пушкина метель, буран - олицетворение судьбы. Если в "Метели" пурга явилась препятствием венчанию, то в "Капитанской дочке" буран объединяет, казалось бы, несовместимых людей, представителей разных социальных классов. Гринев узнает намного позже, что его вожатым был не кто иной, как сам Пугачев, а пока он видел в нем человека, которого судьба не жаловала, но все-таки какое-то чутье подсказывало Петру, что эта встреча неслучайна.

По дороге к ночлегу Гринев засыпает и видит странный сон, в котором усматривается "нечто пророческое". Он видит, что будто бы он возвратился домой, на пороге его встречает матушка. "Тише, - говорит она мне, - отец болен и желает с тобою проститься". "...Я тихонько подхожу к постели, матушка приподымает полог и говорит: "Андрей Петрович, Петруша приехал, он воротился, узнав о твоей болезни, благослови его". Я встал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?... Вместо отца в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: "Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?" - "Все равно, Петруша, - отвечала мне матушка, - это твой посаженый отец, поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит..." Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... . Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: "Не бойсь, подойди под мое благословление"... Описание "страшного мужика" перекликается с описанием самого Пугачева: та же черная борода, тот же веселый взгляд - все эти детали играют достаточно весомую роль в раскрытии образа народного вождя. Пророческий сон Гринева сбывается в той или иной степени на протяжении всего произведения.

Во-первых, яркая, порой кровавая символика сна: "топор", "мертвые тела", "кровавые лужи" - это отражение реальных событий: взятие Пугачевым Белогорской крепости.

Во-вторых, "страшный мужик ласково меня кликал" - вот основа отношений Гринева с Пугачевым. Действительно, "страшный мужик" оказал влияние на судьбу Петра и Маши: "Потом обратился он к Марье Ивановне и сказал ей ласково: "Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь". И здесь имеет место слово "ласково". Случайность ли это? Думаю, нет.

В-третьих, еще подтверждениями сбывшегося сна являются слова, которые произносят мужики, ведущие Гринева на казнь: "Не бось, не бось..." . Затем дворянин стоит на коленях (и это деталь!) перед Пугачевым. "Пугачев протянул мне жилистую руку. "Целуй руку, целуй руку!" - говорили около меня..." .

Приведенные выше аргументы доказывают то, что образ Пугачева произвел на Петра Гринева огромное впечатление, под его воздействием ему приснился пророческий сон, который сыграл, если разобраться, довольно-таки серьезную роль и наложил свой отпечаток на жизнь героя.

Есть в этом эпизоде еще одна деталь - заячий тулуп. Гринев, несмотря на Савельича, всячески отговаривавшего его от этого поступка, подарил вожатому заячий тулуп. "... Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей". И не забыл: позднее, когда от воли Пугачева зависела жизнь Петра, он из благодарности за "стакан вина и заячий тулуп" даровал ему жизнь.

Встреча Петра Гринева с Емельяном Пугачевым, на мой взгляд, стала определяющей в развитии романа. Если бы Пугачеву в тот буран встретился не Гринев, а кто-то иной, то судьба героев, наверное, сложилась бы по-иному.

Талант А.С. Пушкина многогранен, как алмаз, и одна из его граней - повесть "Капитанская дочка", которая хотя и написана в прозе, обладает какой-то неподдельной, исключительной поэтичностью, а созданные в ней картины будто бы оживают на наших глазах - настолько они реальны. Правдивость, конечно, с элементами художественного вымысла - вот то, чем руководствуется писатель, работая над воссозданием исторической личности. И А.С. Пушкин подтвердил это, создав правдивый образ Пугачева. Бесспорно, еще не одно поколение читателей будет преклоняться перед великим мастером слова и его произведениями, обреченными на бессмертие.