Большинство повестей и рассказов Николая Васильевича Гоголя пропитаны фантасти-кой и сатирическим изображением
действительности, равно как и сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Многие произведения этих поистине русских
писателей раскры-вают образ той чиновничьей России, которая существовала в середине XIX века. А что такое Россия? Россия
– это в первую очередь ее народ, судьба которого пестра трагическими мо-ментами.
Одно из ранних произведений Гоголя – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Тематика «Вечеров…» - характеры, духовные
свойства, нравы, обычаи, быт, поверья украинского кре-стьянства («Сорочинская ярмарка», «Вечер на кануне Ивана Купалы»)
и мелкого поместного дворянства. В «Вечерах…» герои находятся во власти религиозно-фантастических представ-лений,
языческих и христианских верований. Отношение же самого автора к сверхъестест-венным явлениям ироническое. Объятый
думами о «гражданском служении», писатель изо-бражал, опираясь на фольклорно-этнографические материалы, духовную
сущность, нравст-венно-психологический облик народа.
Глубоко отрицательные впечатления и горестные размышления, вызванные жизнью Го-голя в Петербурге, сказались в так
называемых «Петербургских повестях», созданных в 1931-1941 годах. Все повести связаны общностью проблематики (власть
чинов и денег), единством основного героя («маленького человека»), единой темой (развращающая сила де-нег, разоблачение
вопиющей несправедливости общественной системы).
В «Невском проспекте» Гоголь отразил шумную, суетливую толпу людей самых раз-личных сословий, грань между возвышенной
мечтой и пошлой действительностью, противо-речия между безумной роскошью меньшинства и жуткой бедностью большинства.
Но наиболее ярко жизнь России отразилась в столь обширных гоголевских произведе-ниях как «Ревизор» и «Мертвые души». В
ревизоре перед нами предстает уездный городок, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Если
представить этот город в виде пирамиды, то на вершине окажется своего рода царек – городничий. Есть в го-роде и свой
бомонд, свое общественное мнение, свои поставщики новостей в лице городских помещиков Бобчинского и Добчинского. И лишь
внизу, под пятой чиновников и полиции течет жизнь простого народа. Завязкой и сюжетным конфликтом в пьесе являются
события, связанные со служебными отношениями в чиновничьей среде. Это событие – приезд ревизо-ра. Но забота тревоженных
властей направляется лишь на соблюдение внешних приличий, благопристойности, а о том, что творится в городе, что
процветают грабеж и насилие, нико-му нет дела. Гоголь назвал город, в котором происходит действие, «сборным городом всей
темной стороны». В финале комедии выражается мысль Гоголя о грядущем возмездии, на-дежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора.
Обратимся к поэме «Мертвые души». Гоголь задумывал «Мертвые души» как произве-дение, обличающее социальные пороки
общества. Ему как нельзя лучше подошел сюжет предложенный А.С. Пушкиным. Стремление показать всю Русь побудило Гоголя
объехать вместе с Чичиковым необозримые российские пространства. Картина жизни и быта губер-нии, в которой (как и во
всей стране) основой социального строя являлось эксплуатация на-родного труда, разворачивается перед читателями по мере
того, как Чичиков знакомится с помещиками и чиновниками города NN. Автор описывает имение помещика, их время
пре-провождение, показывая таким образом картину полного упадка крестьянских хозяйств. Особенно это заметно в имения
Манилова, Ноздрева, Плюшкина. Но и кажущиеся крепкими хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности не
жизнеспособны. Гоголь подчер-кивает и моральное опустошение помещичьего класса. Он ведет читателей под праздного
мечтателя Манилова к «дубинноголовой» Коробочки, от бесшабашного мота Ноздрева к ку-лаку Собакевичу. Завершает галерею образов помещиков Плюшкин – «прореха на человече-стве». Наиболее полно
характеризует помещиков их отношение к предложению Чичикова о продаже «мертвых душ». На примере города NN Гоголь
показывает и мир чиновничества, полный злоупотреблением властью, интригами и сплетнями. В лице Чичикова выразились уже
не застойные явления русской жизни, а процесс проникновения в нее новых буржуазных тенденций: духа приобретательности и
аферы. Чичиков порождение окружающего мира. Привыкшие жить легкой жизнью за счет чужого труда, помещики и чиновники –
«мертвые души» - и крестьяне, уделом которых является нищета, голод, непосильный труд – покой ви-дится действительность
Гоголю. Но он не теряет веры в то, что помещики изживут себя. Светлые образы простых людей – вот воплощение идеалов
духовности, мужества, свободо-любия для писателя. Образ живой души предстает перед читателем в лирических отступле-ниях.
Автор восхищается удалью, щедростью и умом русского народа. Образ «русской трой-ки» связан у Гоголя образами «ярославского расторопного мужика», одним топором и
доло-том смастерившего прочный экипаж, и ямщика, примостившегося «черт знает на чем» и ли-хо управляющего лошадей. Ведь
только благодаря таким людям Русь «несется вперед». Та-ким образом идеалом Гоголя является любящий родину, думающий
человек живой душой.
Не преувеличивая, можно сказать, что сквозь те произведения другого русского писате-ля, М.Е. Салтыкова-Щедрина,
проходит тема обиды за русский народ. Салтыков-Щедрин – своеобразный писатель. «Диагност наших общественных зол и
недугов», - так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. Молодым сосланный в Вятку он досконально изучил
чиновничество, несправедливость порядка, жизнь разных слоев общества. В сказках Щедрина множество типов господ:
помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель изо-бражает их часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными.
Вот «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». С едкой иронией Салтыков пишет: «Слу-жили генералы в
какой-то регистратуре… следовательно, ничего не понимали». Ах, как мно-го таких «генералов» в нашей жизни, которые тоже
считают, что они должны иметь кварти-ры, машины, дачи, а «бездельники» обязаны работать. Мужик показам молодцом: все
умеет, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоро-венного мужика вить для самого себя веревку, чтобы не убежал. И тот покорно
исполняет приказ.
Дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков от которых идет холопий дух.
Наконец мужицкий мир исчез и остался помещик один. «Здесь он… оброс волосами…а когти у него сделались как железные».
Намек совер-шенно ясен: трудом крестьян живут баре.
Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Он на-мекает, что силы, стоящие над
народом, жестокие, но не такие уж страшные. Не все в твор-честве Щедрина интересна нам сегодня. Но по-прежнему дорог нам
писатель своей любовью к народу, честностью, желанием сделать жизнь лучше, что перекликается с идеалами гого-левских
произведений.