ЗНАЧЕНИЕ
САТИРЫ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА


Он был умен,
честен, суров и никогда не замалчивал
правды, как бы она ни была прискорбна...



М. Горький



Мне кажется,
без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно
разобраться в политической жизни второй
половины
XIX века.
Значение его сатирических произведений для
истории России огромно. Многое из того, что
произошло в политической жизни нашей
страны уже в нашем веке, было пророчески
предсказано писателем в романах,
политических сказках и очерках.


Кстати
говоря, очерки — новый этап в творчестве
писателя. На смену юношеским порывам к
протесту пришло суровое изображение правды
жизни.


Впервые в
русской литературе М. Е. Салтыков-Щедрин
создал цикл сатирических очерков. В “Губернских
очерках” он отразил жизнь дореформенного
царского чиновничества.


В начале 60-х
годов он пишет ряд очерков, в которых
возникает тема города Глупова: “Глупов и
глуповцы”, “Глупов-ское распутство”, “Сатиры
в прозе” и “Невинные рассказы”. В них
осмысливаются события общественной жизни
во время крестьянской реформы,
предугадываются пути развития России.


Хочу
отметить, что М. Е. Салтыков-Щедрин не был
борцом-одиночкой. Он входил в состав
прогрессивного журнала “Современник”,
который редактировалН. А. Некрасов. Знал и
отстаивал революционно-демократические
взгляды Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова.


В 1868—1881
годах особенно ярко расцвел талант
великого сатирика. В это время он создает
самые значительные свои произведения и
среди них сатирический роман-обозрение “История
одного города”, цикл сатирических
рассказов “Помпадуры и помпадурши”,
сатирические хроники “Господа ташкентцы”,
“Дневник провинциала в Петербурге”, “Благонамеренные
речи”, “Культурные люди”.


Салтыков-Щедрин
первым не только в русской литературе, но и
в мировой ввел жанр сатирической хроники,
создал новый тип социального романа.


Он говорил:
“У нас установилось такое понятие о романе,

что он без
любовной завязки быть не может... Я считаю
мои “Современная идиллия”, “Головлевы”,
“Дневник провинциала” и др. настоящими
романами; в них, несмотря даже на то, что они
составлены как бы из отдельных рассказов,
взяты целые периоды нашей жизни”.


Я лично
уважаю Салтыкова-Щедрина за то, что он не
только в своих сатирических произведениях
остро высказывался обо всем, что считал
предметом, заслуживающим критики, но и в
жизни был истинным гражданином. Его
современники свидетельствуют, что писатель
был прям, резок с вышестоящим начальством,
не боялся его критиковать. В губернии его
даже называли “вице-Робеспьером”.


Я уверен,
что и в наши дни сатира Михаила Евграфовича
Салтыкова-Щедрина не утратила своей
актуальности, и на примере жизни великого
сатирика вырастают новые поколения честных
и мужественных писателей и журналистов.