Создание прозаических произведений, объединенных лицом вымышленного автора, было задумано Пушкиным ещё до 1830г. Меньше чем через неделю по приезде в Болдино, 9 сентября, им закончен "Гробовщик",14 сентября - "Станционный смотритель" (в тот же день была набросана новая черновая редакция предисловия "Повестям", в основном соответствующая окончательному тексту), 20 сентября - "Барышня-крестьянка", после почти месячного перерыва написаны две последние повести: "Выстрел" - 14 октября и "Метель" - 20 октября. Пушкин разложил повести не по времени написания, а исходя из несомненного композиционного расчета, чередуя повести с "неблагополучными" и "благополучными" концами. Такая композиция сообщала всему циклу, несмотря на наличие в нем и глубоко драматических положений, общую оптимистическую направленность. Цикл "Повестей Белкина" явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина.. Облик кроткого и смеренного И.П. Белкина, возникающий из предисловия к ним, набросан Пушкиным в добродушно-шутливых тонах. И.П.Белкин родился "от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхино". "Был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос п
рямой; лицом был бел и худощав". "Вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось... видеть его навеселе..., к женскому полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая". Осенью 1828 года этот симпатичный персонаж "занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер... ". А в конце октября 1831 года появились "Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П. ". С полным обозначением имени настоящего автора, Александра Сергеевича Пушкина они вышли в свет в 1834-м. И с тех пор являются эталонными для всех пишущих по-русски, и являются замечательным образцом реалистической прозы XIX века. Александр Сергеевич Пушкин создает в этом цикле незабываемую галерею образов, живущих и действующих на фоне прекрасной русской природы. Благородные и сильные, добрые и жестокие, серьезные и лукавые — эти герои живут в своем мире, но он прочно вошел в нашу жизнь. Мы уже не мыслим своего существования без героев Пушкина. Они учат нас благородству и терпению, самостоятельности и добру. Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время вполне могут
повториться. "Повести Белкина" задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово "любовь". Они уже влюблены или только жаждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание сюжета. Когда, казалось бы, уже нет выхода, герои в тупике, они или их близкие в отчаянии и история неотвратимо должна закончиться трагически, А. С. Пушкин с иронией разворачивает сюжет таким образом, что главные герои "Повестей Белкина" (кроме повести Гробовщик") счастливы, любимы и получают от жизни простые житейские радости, к которым так стремились. Пушкин высмеивает "романтические наклонности" своих героев, противопоставляет им здравый смысл, реальную жизнь со своими проблемами, своим сюжетом. Он разрешает банальные конфликты неординарным, но вполне реальным ходом. От этого "Повести Белкина" имеют магнетическое влияние на читателя, заставляют задуматься, как бы мы поступили на месте героев, например в повести "Выстрел", начинающаяся эпиграфом из поэмы Баратынского "Бал":
Стрелялись мы. и повести А. Бестужева-Марлинского( 1797-1837) "Вечер на бивуаке":
Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел).
В повести замечательный поэт, и писатель создал целую галерею образов, каждый из которых со своим характером, темпераментом, даже речью. Часто Пушкин помещает своих героев в сложные ситуации, когда возникает необходимость бороться, защищая честь и достоинство. В зависимости от того, как они поведут себя, проявят ли храбрость, решительность или трусость, неуверенность, зависит не только дальнейший ход сюжета, но и наше к ним отношение. Пушкин подвергает подобной проверке двух своих героев — Сильвио и графа Б***. Изначально образ Сильвио загадочен и привлекателен. Этот человек серьезен, даже суров, немногословен, не жаден. Стрельба из пистолета была любимым его увлечением и, постоянно упражняясь, он достиг чрезвычайной меткости. Кажется, что ни крутой нрав, ни злой язык не могут испортить имидж этого "настоящего мужчины". Не будучи военным, Сильвио вызывал неизменное уважение у офицеров. расквартированного в городе полка, для которых он держал открытый стол. И все же странное поведение этого человека в сложной ситуации изменило привычное к нему отношение многих окружающих. Произошло так, что один из новых офицеров, еще плохо знакомый с Сильвио, незаслуженно оскорбил его в его же доме.. Все присутствующие ожи
дали ответного вызова на дуэль и "полагали нового товарища уже убитым". Однако Сильвио сумел подавить гнев, а впоследствии "довольствовался очень легким объяснением и помирился". Многие объяснили для себя его поступок недостатком смелости, хотя раныпе робости за Сильвио не замечал никто. Было понятно, что за его поведением кроется какая-то тайна. Как выяснится позже, Сильвио не желал в то время подвергать свою жизнь никакой опасности, потому что берег ее для выполнения определенной задачи.
Разгадка этой тайны сильно поколебала в моих глазах сильный и мужественный образ Сильвио, раскрыв такие нелицеприятные его черты, как мелочность, зависть, мстительность, неумение уступать. Оказывается, что еще несколько лет назад Сильвио служил в гусарском полку, отличаясь храбростью, острым языком и безудержным буйством: “...я привык первенствовать, но смолоду это было во мне страстию. И вот в полку появляется молодой человек, который своими достоинствами и манерой поведения завоевывает еще больший успех в полку и у женщин, чем сам Сильвио. Кажется, что этот "блистательный счастливец" безупречен: у него есть громкое имя, деньги, ум, красота, беспечная храбрость и бешеная веселость, он дружелюбен и общителен. Самолюбие и гордость тщеславного Сильвио уязвлены настолько, что он не только отталкивает руку дружбы, протянутую ему графом Б***, но и откровенно ищет с ним ссоры. В конце концов, в порыве ревности он говорит графу какую-то грубость, за что и получает пощечину и вызывает противника на дуэль.
Как отличались они друг от друга во время поединка? Совершенно спокойный, сохраняющий самообладание и чувство собственного достоинства граф и злобный, нервный, сделавший достаточно подлое предложение
Сильвио. Взбешенный равнодушным спокойствием противника, он не стал стрелять, оставив за собой право выстрела до того момента, когда жизнь будет графу дорога болmiе, чем сейчас. Так несколько лет. ждал Сильвио своего часа, пока не получил известие, что граф женится на молодой и прекрасной девушке. И Сильвио решил, что настало время, когда можно увидеть страх смерти в глазах своего противника. Однако и здесь граф оказался на высоте. Конечно, умирать ему не хотелось, но боялся он лишь того, что с минуты на минуту войдет его молодая жена и испугается этого страшного поединка. Сильвио же смалодушничал. Ему так хотелось припугнуть графа, что он постоянно тянул время, дождавшись, пока в комнату не вбежала графиня и, узнав в чем дело, бросилась к его ногам с мольбой. В смятении граф пристыдил жену и гневно поторопил Сильвио, на что тот ответил отказом стрелять: "...я доволен: я видел твое смятение, твою робость... ". Поведение графа вызывает у меня восхищение, а Сильвио — отвращение, потому что только внутренне слабый и подлый человек может самоутверждаться, пользуясь беззащитностью других. А последний выстрел (пуля в пулю) характеризует его еще и как безудержного хвастуна.
Размышляя над этой повестью, я поняла, что каким бы странным ни казалось поведение человека, нужно в первую очередь постараться разобраться в мотивах его действий и лишь после этого выносить свои оценки.
Также А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба.. Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель. Остановимся на повести "Метель", главную мысль которой выражает эпиграф из баллады Жуковского "Светлана":
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой...
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокой.
………… Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками; Черный вран, свистя крылом,
Въётся над санями; Веший стон гласит печалъ!
Кони торотивы Чутко смотрят в темну далъ,
Воздымая гривы...
Нехитрый сюжет повести легко запоминается и долго будоражит воображение читателя. Кажется, что это авантюрная повесть, которая задумана автором, чтобы рассказать об удивительных вещах, которые случаются в жизни. В повести автор показывает двух молодых, легкомысленных людей, развивая мысль об ответственности человека за свои поступки. Сколько бы нам ни было лет, мы обязаны думать, что последует за нашими действиями, чем они обернутся для окружающих. Марья Гавриловна, уездная мечтательная и сентиментальная барышня, ослепленная любовью, бежит из родительского дома, не подозревая, что наказывает себя, может быть, на всю жизнь. Она слишком молода и влюблена, чтобы думать о ком-нибудь, кроме Владимира Николаевича, бедного прапорщика. Они влюблены друг в друга, родители против, и вот Маша и Владимир, по классическим законам жанра романа, решают бежать и тайно обвенчаться. Все спланировано и рассчитано, верные слуги готовы помочь, друзья жениха соглашаются стать свидетелями и даже "жизнь за него отдать", батюшка согласился венчать... И ничего не получилось! Вмешался случай, судьба рассудила по-своему. Поднялась метель, закружила в поле жениха, и он опоздал на "собственную свадьбу. И эта же метель привела к деревенской церкви проезжего офицера Бурмина, который и оказался под венцом с незнакомой барышней. Ему это казалось шуткой, проказой, и только потом он осознал, что шутить с судьбой опасно! Два незнакомых друг другу человека соединены узами брака, но не могут надеяться на Любовь и супружескую жизнь. Они не могут
даже найти друг друга. Оказавшись обвенчанной с неизвестным, Маша покорно и терпеливо несет свой жребий, не обвиняя никого. Наша героиня утратила надежду на счастье, но сохранила любовь к жизни, окружающим. Она по-прежнему красива и приветлива, ровна в общении со всеми, никому не оказывая предпочтения. Марья Гавриловна прекрасно понимает, что обмануть можно всех, но только не судьбу и Бога. Она даже не пытается этого делать. За свое благородство и верность, покорность судьбе Марья Гавриловна "награждается" встречей с нареченным. Это почти фантастично. Но Пушкин-художник — реалист, и в его
произведениях все происходит очень логично и правдоподобно. Офицер Бурмин открывает героине и читателям самые потаенные глубины души. Он не боится показаться злодеем, оттолкнуть от себя любимую женщину. Молчать для него далее невыносимо. Мы сочувствуем герою, воспринимая его поступок как легкомыслие, которое только молодостью можно объяснить и простить. За свою жестокую шутку он платит годами одиночества и раскаяния. Герои повести достойно приняли случившееся с ними. И судьба снова пошутила, но по-доброму. Она свела случайных супругов, дала им возможность узнать и полюбить друг друга. Став мужем и женой по невероятному стечению обстоятельств, Марья Гавриловна и Бурмин обрели счастье и любовь. Это невероятный союз, который начался свадьбой, а продолжился через несколько лет знакомством, может
быть счастливым, по мнению Пушкина.
Далее следует “Гробовщик”, который был написан первым, тем самым, задав направление всему циклу. В итоге он занял в цикле серединное место, став между “Метелью” и “Станционным” смотрителем. Эпиграф взят - из оды Державина “Водопад”:
Не зрим ли каждый день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?
Образ гробовщика Адрияна Прохорова зарисован Пушкиным с натуры. В Москве на Большой Никитской (теперь улица Герцена), напротив дома Гончаровых, где жила в ту пору невеста Пушкина, была лавка гробовщика Адрияна. Главный герой повести-гробовщик Андриан Прохоров переселяется на новую квартиру. Здесь он устанавливает порядок, привычный ему: в кухне и гостиной ставит гробы всех цветов и размеров, а над воротами вешает вывеску здесь продаются гробы…
Далее А.С.Пушкин говорит о том, что и у Шекспира, и у В.Скотта гробовщики были веселыми людьми в противоположность своему мастерству. Однако Андриан Прохоров, напротив – угрюм и задумчив, а что-то произносит либо для того, чтобы журить дочерей, либо чтобы запрашивать преувеличенную цену за свое очередное изделие.
В один из печальных дней гробовщик глядел в окно, размышлял о возможной скорой смерти старой купчихи Трюхиной, и, соответственно об очередной возможности заработать. Внезапно к гробовщику приходит один из его соседей и приглашает к себе в гости. На следующий день Андриан Прохоров идет в гости, где знакомится с будочником Юрхо. Гости пьют и веселятся, и когда оказывается много выпито и за хозяев, и за гостей, кто-то предлагает выпить за тех, на кого мы работаем. Все начинают пить и кланяться друг другу – булочник сапожнику, сапожник портному.… Посреди взаимных поклонов Юрхо вдруг кричит Андриану Прохорову: Пей, батюшка, за своих мертвецов! Все хохочут, гробовщик же, считая себя обиженным, сердится. Домой он приходит пьяным и сердится, думая: Чем же мое ремесло нечестное прочих? Ей богу, созову к себе на пир мертвецов православных - последним замечанием очень пугает работницу. Войдя в дом, гробовщик отправляется спать. Посреди ночи он просыпается – ему сообщают о смерти купчихи Трюхиной, и он едет договариваться с наследниками о похоронах. Вернувшись, домой, видит, что кто-то вошел в его дом. Гробовщику кажется, будто это воры или ходят любовники к его дурам - дочерям. Войдя в комнату, он видит, что комната полна мертвецами. Гости чествуют хозяина и извиняются за то, что пришли не все, так как многие из них уже развалились, а кое у кого остались одни лишь кости без кожи. Один из мертвецов тот, кому некогда гробовщик предал свой первый гроб (сосновый, выдав его за дубовый), простирает объятия, но Андриан отталки
вает его. Мертвец падает и рассыпается. Другие мертвецы негодуют, начинают бранить Андриана, подступают к нему, он в страхе падает и лишается чувств. Открыв глаза, он видит, что наступает утро. Он спрашивает у работницы, не приходили ли от покойницы Трюхиной. Работница в шоке: Разве Трюхина умерла? Андриан Прохоров наконец-то понимает, что хмель из головы не выветривается, а все произошедшее ему приснилось.
Гуманизм Пушкина раскрывается в том, что любой человек в мире является частью всеобщности и истинности мироздания. Автор повести “Гробовщик” предлагает в обыкновенном человеке увидеть нечто большее, значительное (при этом не делая героя лучше, не приукрашивая характера).
Четвертая повесть Белкина, по расположению и вторая по написанию “Станционный смотритель” начинается эпиграфом из стихотворения П.А.Вяземского “Почтовая станция”:
Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор.
Сама повесть открывается авторским отступлением о судьбе станционных смотрителей — достойных сострадания чиновников 14-го класса, на которых каждый проезжающий считает своим долгом выместить раздражение. Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Сам повествователь изъездил всю Россию и знал многих станционных смотрителей. В память об одном из них, Самсоне Вырине, “смотрителе почтенного сословия, написана эта повесть”. В мае 1816г. повествователь проезжает через небольшую станцию. На станции Дуня, красавица дочь смотрителя, подает чай, уже в четырнадцать лет она была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, все у нее в руках спорилось. На стенах комнаты висят картинки, изображающие историю блудного сына. Повествователь и смотритель с дочерью вместе, пьют чай, перед отъездом проезжающий целует Дуню в сенях (с ее согласия). Через несколько лет повествователь снова попадает на ту же станцию. Смотритель очень постарел. На вопросы о дочери он не отвечает (Дуня была его надежда, та, что давала силы жить),но после стакана пунша становится разговорчивее. Рассказывает, что 3 года назад молодой гусар (ротмистр Минский) провел несколько дней на станции, притворяясь больным и подкупив лекаря. Дуня за ним ухаживала. Выздоровев, ротмистр собирается в дорогу, вызывается подвезти Дуню до церкви и увозит ее с собой. Потеряв дочь, старик оте
ц заболевает от горя. Оправившись, он отправляется в Петербург искать Дуню. Минский отказывается отдать девушку, подсовывает старику деньги, тот выбрасывает ассигнации. Вечером смотритель, видит дрожки Минского, следует за ними и таким образом выясняет, где живет Дуня. Отец украдкой пробирается к дочери, Дуня падает в обморок, Минский прогоняет старика. Смотритель возвращается на станцию и больше уже не пытается искать и возвращать дочь. Повествователь третий раз проезжает через эту станцию. Узнает, что старый смотритель спился и умер. Просит показать ему могилу. Мальчишка-проводник рассказывает, что однажды на могилу приезжала красивая барыня с тремя детьми, заказывала молебен и раздавала щедро чаевые. Я долго размышляла над поступком Дуни. Что заставило примерную и любящую дочь бросить отца? Мне было жаль бедную девушку. Но Пушкин успокаивает: ничто не может погубить в человеке душевную доброту. Дуня возвращается и преклоняет колени перед могилой отца.
Последняя повесть “Барышня-крестьянка” начинается эпиграфом:
Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.
Повесть озорная и веселая, как ее главная героиня.
Лиза Муромская, благовоспитанная и образованная девушка, живущая по законам помещичьего уклада. Но как балованное дитя, она старается обойти законы своего круга. Начитавшись романов, мечтательная натура Лизы жаждет приключений. Для того чтобы как-то познакомиться с молодым Берестовым, слава об уме и красоте которого разошлась по всей округе, Лиза, дочь Григория Ивановича Муромцева, первейшего недруга старшего Берестова, нарядилась крестьянской девушкой и отправилась рано поутру в лес будто бы за грибами. На самом деле была хорошо известна привычка недавно появившегося в тех краях обольстителя девичьих сердец ездить утром на охоту. Войдя в лес, Лиза, затеявшая эту шутку, несказанно волновалась, “сердце ее сильно билось, само не зная почему...” Как девушка и предполагала, Алексей Берестов вскоре появился. Здесь, в лесу, между молодыми людьми завязался разговор, который послужил началом их большой любви.
Алексею все нравилось в крестьянской девушке, он “был в восхищении, целый день думал он о новой своей знакомке; ночью образ смуглой красавицы и во сне преследовал его воображение”. Лиза тоже была покорена красотой, обаянием и благородством молодого человека. Они начали встречаться, и со временем “мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили”. Лиза “ведала, какая ненависть существовала между их отцами, и не смела надеяться не взаимное примирение”, а Алексей, “как ни привязан был к милой Акулине, все помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою”. Несмотря на то, что счастье было так близко, оно, в то же время, было и очень далеко. И виною всему — условности, предрассудки героев.
Отчаяние Алексея достигло предела после того, как отец его стал настаивать на женитьбе. Тем более, что девушка, которую сватал отец, совсем ему не понравилась, хоть и была одного с ним сословия. Перед молодым человеком встала проблема выбора — либо согласиться с требованиями отца и жить в богатстве, либо жениться на крестьянке без отцовского благословения и добывать средства на жизнь своим трудом. Долго думать Алексею не пришлось: благородство, и сила любви к крестьянской девушке были так сильны, что решение тут же пришло — жениться на Акулине, “и чем более думал он о сем решительном поступке, тем более находил в нем благоразумия”. Не медля ни минуты, Алексей написал Акулине письмо, в котором предлагал ей свою руку и сердце. Положив письмо в дупло, как они и договорились, молодой Берестов “лег спать весьма довольный собою”. Вскоре Алексей узнает, что Акулина на самом деле не Акулина, а Лиза. Его возлюбленная не крестьянка, а такая же, как и он, дворянка.
Главный герой повести Алексей Берестов стал выше предрассудков или — сказать точнее — готов был стать, готов был переступить через условности, которые ему навязывал его дворянский статут и которые никак не мирились с его внутренним миром, его моралью и сознанием. Отрицание этих предрассудков, изобличение их, добрый взгляд на жизнь и человека — в этом, мне кажется, заключена основная идея повести “Барышня-крестьянка”.
“Повести Белкина”, написанные Пушкиным более ста пятидесяти лет назад, по-прежнему интересны, открывают новый мир, способный обогатить возвышенными чувствами. Они являются неиссякаемым кладезем, из которого можно черпать бесконечно. “Повести Белкина”, несмотря на то, что были написаны Болдинской осенью 1830 года, в дни не самые радостные и светлые для поэта, пронизаны насквозь любовью к человеку. Кроме того, в этих произведениях автор очень доступно показал расхождение между природой человека и ролью, навязанной ему обществом и социальным положением.
“Пушкинский цикл "Повести Белкина" достаточно сложен по своей структуре. События, происходящие в каждой повести, даны с точки зрения рассказчика. Каждый рассказчик представляет определенную социо-культурную группу. Эти разные точки зрения объединены в целое, в ансамбль Белкиным, собравшим повести, и Издателем, оценивающим и Белкина, и собранные им повествования. И, наконец, за всем этим - автор, воплощающий в этой сложной структуре свое представление о мире”.


Автор сочинения: Женя
barbie26@yandex.ru