СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА


Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков мира. Всю свою
жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в
своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после
реформы 1861 года - пережитки крепостного права, оставшиеся в быту
и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и
эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение,
рабскую психологию. Если Гоголь верил в то, что его сатира поможет
исправить некоторые недостатки в государственном устрое России, то
революционер- демократ Щедрин приходит к выводу, что надо
разрушить старую Русь, и призывает к этому в своих произведениях.
Понимая, что революцию может совершить только народ, Щедрин
старается разбудить самосознание народа, зовет его на борьбу. Во всем
блеске раскрылся талант сатирика в его сказках. Этот жанр позволяет
скрыть истинный смысл произведения oт цензуры. В сказках Щедрин
раскрывает тему эксплуатации народа, дает уничтожающую критику
дворянам, чиновникам - всем тем, кто живет народным трудом.
В сказке "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Щедрин изображает двух чиновников, которые попали на необитаемый
остров. Два крупных чиновнику всю свою жизнь прослужили в
регистратуре, которую потом "за ненадобностью упразднили". Попав на
остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. Не окажись на
острове мужика, бездельники так и пропали бы с голоду, хотя на
острове было множество плодов, рыбы и всякой живности.
Насытившись, генералы вновь приобретают уверенность в себе. "Вишь,
как хорошо генералом быть," - говорит один из них. В этой сказке
Щедрин изобличает паразитизм, полную неспособность людей, которые
давно отвыкли от труда. Позднее Чехов в пьесе "Вишневый сад"
покажет нам Гаева, зрелого человека, которому старый лакей Фирс
надевает штаны. Окажись Гаев на необитаемом острове, он так же, как
и генералы, умер бы с голоду. Генералам не приходит в голову, что
эксплуатировать мужика - это позорно и безнравственно, они
полностью уверены в своем праве, что на них должен кто-то работать.
Щедрин пишет: "Вернувшись обратно в Петербург, генералы денег
загребли, но и мужика не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак
серебра. Веселись мужичина." С такой же силой Салтыков-Щедрин
разоблачает самодержавие в сказке "Медведь на воеводстве". Лев в свое
дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения "внутреннего
супостата". Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает
придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в
дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода
злодеяниями: первый Топтыгин - мелкими (чижика съел), второй -
крупными, капитальными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух
овец, "за что мужики осерчали и убили его"). Третий же Топтыгин не
хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что
мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но
в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с
воеводой. В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьянства
против своих угнетателей. Щедрин показал, что недовольство народа
обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью
всей царской системы, что дорога к счастью народа лежит через
свержение монархии, то есть через революцию.
Щедрин не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих
сказках. В сказке "Орел-меценат" выдающийся писатель показал
отношение верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает один
вывод, "что орлы для просвещения не нужны". В сказке "Премудрый
пескарь" Щедрин высмеивает мещанство ("жил дрожал и помирал
дрожал"). Также неравнодушен Салтыков и к идеалистам- утопистам
(сказка "Карась-идеалист"). Писатель утверждает, что не словами, а
решительными действиями
можно достичь счастливого будущего, и
сделать это может сам народ. Народ в сказках Салтыкова-Щедрина
талантлив, самобытен житейской смекалкой. Мужик делает из
собственных волос невод и лодку в сказке о генералах. Писатель-
гуманист полон горечи за свой многострадальный народ, утверждая, что
он своими руками "вьет веревку, которую ему потом накинут на шею
угнетатели". Образ коняги из сказки Щедрина - символ порабощенного
народа.
Свой стиль Щедрин называет эзоповским, в каждой сказке
присутствует подтекст, различные иносказания. Тесно связаны сказки
Щедрина с народным творчеством: он часто употребляет народные
пословицы и выражения. Литературное наследство Щедрина, как и
всякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и
настоящему, и будущему.