ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ
ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА


Проходят
десятилетия, растет и крепнет русская
литература, а сила гениального пушкинского
слова не слабеет. А. С. Пушкин провел в
Царскосельском лицее шесть лет. Любовью
лицеистов пользовались свободолюбивые
педагоги: Куницын, Будри. Лицеисты живо
воспринимали идеи времени, критику
крепостничества, защиту прав личности и
свободы. Свое учебное заведение они
называли лицейской республикой, а себя —
республиканцами, и все страстно увлекались
литературой. Уже в то время
среди
них выделялся поэт Пушкин. В эти годы Пушкин
знакомится с произведениями Радищева, и в
тот же период он сближается с вольнодумцем
П. Я. Чаадаевым.


В
Петербурге этих лет общественно-политическая
жизнь била ключом. И Пушкин активно
включается в жизнь столицы. Он участвует в
заседаниях “Арзамаса”, а после его
закрытия посещает литературно-политический
кружок “Зеленая лампа”, который был
негласным отделом декабристского тайного
союза. Ширится круг литературных и
политических знакомств поэта. Среди новых
друзей будущие декабристы — М. Лунин, К.
Рылеев. Об этом Пушкин вспоминает в 10—11-й
главах “Евгения Онегина”. Пушкин был
передовым поэтом того времени, он боролся
за передовую, прогрессивную культуру и
литературу, выступал против всего
консервативного и реакционного.


Под
влиянием дворянских революционеров поэт
создает несколько вольнолюбивых
стихотворений: ода “Вольность”, “К
Чаадаеву”, “Деревня”, “Сказки”.
Пушкинская ода “Вольность” явно
перекликается с революционной одой
Радищева, запрещенной правительством. В оде
поэт говорит о той ужасной обстановке,
которая царила в стране:


Увы,
куда ни брошу взор —


Везде
бичи, везде железы,


Законов
гибельный позор,


Неволи
немощные слезы.


В
стихотворении звучит угроза самодержавию,
без всяких намеков поэт открыто призывает к
восстанию:


...Тираны
мира! трепещите!


А
вы мужайтесь и внемлите,


Восстаньте,
падшие рабы.


Одним
из лучших политических стихотворений этого
периода является послание “К Чаадаеву”.
Оба они мечтали об освобождении России от
гнета самодержавия и крепостного
права,
но Чаадаев в отличие от юного поэта не верил
в скорое осуществление их надежд. Поэт
старался убедить друга, что мечта скоро
сбудется и оба они примут участие в
разрушении “самовластья”.
Девятнадцатилетний поэт призывает
посвятить отчизне “души прекрасные порывы”.
Революционный долг не противопоставляется
личным чувствам, а является для поэта таким
же близким, как мечты о свидании с любимой:


Мы
ждем с томленьем упованья


Минуты
вольности святой,


Как
ждет любовник молодой


Минуты
верного свиданья.


Неиссякаемая
вера в будущее России звучит и в
заключительной строфе:


Товарищ,
верь: взойдет она,


Звезда
пленительного счастья,


Россия
вспрянет ото сна,


И
на обломках самовластья


Напишут
наши имена!


Любовь
к Родине у Пушкина неразрывна с борьбой за
ее свободу. Чувства, высказанные в
стихотворении, находят точное и яркое
отражение в словесных образах.
Выразительны метафоры: “Звезда
пленительного счастья”, “Пока свободою
горим”, “Обломки самовластья”,
эмоциональны эпитеты “Нетерпеливою душой”,
“Роковая власть”. В стихотворении много
риторических предложений, они создают
определенную эмоциональную окраску.
Стихотворение насыщено политической
лексикой: “Отчизна”, “Власть”, “Самовластье”.
Жанр стихотворения — дружеское послание,
рассчитанное на широкий круг читателей.
Декабристы широко использовали послание
как революционную прокламацию.


Летом
1819 года Пушкин был в Михайловском и впервые
наблюдал ничем не прикрытое рабство. То, что
раньше представлялось из рассказов и книг,
предстало перед удивленным взором поэта. И
в 1819 году он пишет стихотворение “Деревня”.
В стихотворении поставлен один из главных
политических вопросов века. Поэт избирает
прием контраста. Богатой, щедрой своими
красотами и дарами сельской природе, “приюту

спокойствия,
трудов и вдохновенья”,
противопоставляется “барство дикое и
рабство тощее” как результат
несправедливого общественного строя
России. Голос поэта клеймит крепостное
право, которое “без чувства, без закона
присвоило себе насильственной лозой
и
труд, и собственность, и
время
земледельца”. По стихотворению можно
представить себе образ поэта: “друг
человечества”, размышляющий над важными
вопросами своего времени, просвещенный,
любящий родную природу и народ, враг
рабства. Поэт страстно желает помочь народу:


О,
если б голос мой умел сердца тревожить!


Мечтает
о свободной Родине:


Увижу
ль, о друзья! народ неугнетенный.


И
рабство, падшее по манию царя,


И
над отечеством свободы просвещенной


Взойдет
ли наконец прекрасная заря?


В
рукописях стихотворения предпоследняя
строчка была другой: “И рабство падшее и
падшего царя”. “Деревня” также
использовалась декабристами в
агитационных целях. Пущин, друг поэта, писал:
“Не было живого человека, который не знал
бы его стихов”. Политические стихи Пушкина

того времени
дополняются эпиграммами на Аракчеева,
князя Голицына, Александра
I, архимандрита
Фотия.


В
стихотворении “Сказки” высмеиваются
поведение царя и обещания Александра
I, который
создал революционный “Священный союз” с
Австрией и Пруссией для подавления
революционного движения в Европе: “И
прусский и австрийский я сшил себе мундир”,
а в то же время обещал провести целый ряд
либеральных реформ, которые и не думал
осуществлять:


И
людям все права людей...


Отдам
из доброй воли.


В
стихотворении Пушкина младенец Христос, “Спаситель”
? наслушавшись
этих обещаний, плачет от умиления:


Неужто
в самом деле?


Неужто
не шутя?


И
мать объясняет ему, что нечего верить этим
словам царя, что все его обещания — это
просто сказки для маленьких детей.


По
свидетельству современников, пушкинские
стихи и эпиграммы, “наскоро на лоскутках
бумаги карандашом переписанные,
разлетались в несколько часов огненными


струями
во все концы Петербурга и в несколько дней
Петербургом вытверживались наизусть”.


Молодой
Пушкин нередко высказывал свои
антимонархические убеждения, и Александр
I
сказал, что поэт “наводнил
всю Россию возмутительными стихами: вся
молодежь наизусть их читает”. И Пушкина
сослали на юг России. Так поэт, не будучи
членом тайного политического общества,
первым подвергся гонению за пропаганду
идей декабристов. Живя в Бессарабии, он
познакомился с членами Южного общества
декабристов и с их идейным руководителем
Пестелем. К этому периоду относятся такие
его вольнолюбивые стихи: “Кинжал”, “Узник”,
“К Давыдову”
.
Стихотворение “Кинжал” — одно из наиболее
острых политических произведений. Оно
скоро стало известно всей России, хотя
нигде напечатано не было. Гневные строки
читались наизусть:


Свободы
тайный сторож,


Карающий
кинжал,


Последний
судия позора и обиды.


Ссылка
не смирила поэта, как надеялся царь: его
революционные настроения все усиливались,
и на юге было создано стихотворение “Узник”,
отразившее мысли поэта о свободе. Пушкин
рассказывает о себе, как об узнике,
томящемся в темнице. Поэт в ссылке, он
оторван от друзей, близких, за ним постоянно
следят, даже на воле он чувствует себя
узником в тюрьме:


Сижу
за решеткой, в темнице сырой.


Пушкин
называет орла “мой грустный товарищ”, ведь
оба они в неволе, оба стремятся к свободе.


Стремление
к свободе — мечта поэта, выраженная в этом
стихотворении. Последнее четверостишие
звучит как призыв к свободе, к жизни на воле,
к борьбе за это счастье:


Мы
вольные птицы; пора, брат, пора!


Туда,
где за тучей белеет гора,


Туда,
где синеют морские края


Туда,
где гуляем лишь ветер... да я!..


Не
случайно мечты о свободе поэт выразил в
образе молодого орла. Эта могучая,
прекрасная птица плохо переносит неволю и
гибнет. Стихотворение отражает настроения
передовых людей эпохи, их протест против
самодержавия. Эти же мысли близки и народу,
боровшемуся за свое освобождение. Еще при
жизни поэта его стихотворение становится
народной песней. В 1824 году, уезжая из Одессы,
Пушкин прощался с морем: “Прощай, свободная
стихия!”


Главная
мысль стихотворения “К морю” — человек и
свобода. Человек — это всякий мыслящий сын
России, ненавидящий рабство, а свобода —
пока еще только море. Другой свободы не было
на родине Пушкина. Для поэта начиналась
новая ссылка, Пушкин из Михайловского в 1825
году решил самовольно отправиться в
Петербург. Он собирался попасть к Рылееву 13
декабря, однако вернулся с дороги. Он
говорил друзьям: “Вероятно, я попал бы с
прочими на Сенатскую площадь и не сидел бы с
вами, мои милые”.


С
течением времени взгляды свои поэт не менял,
желаемой свободы не чувствовал, тосковал по
друзьям-декабристам. Несмотря на
преследования, Пушкин сочувственно
относился к ссыльным декабристам,
участвовал в проводах жен декабристов в
Сибирь и передал с ними свои стихи, среди
них задушевное послание Пущину и стихи “В
Сибирь”. Поэт призывает декабристов быть
стойкими, гордыми своим делом, не
показывать уныния и слабости перед врагом.
“Дум высокое стремленье” — по мнению
Пушкина, это благородные думы о свободе, о
счастье народа. Поэт выражает утешение,
сочувствие к ссыльным, но Пушкин верит, что
“не пропадет ваш скорбный труд”, за
который эти мужественные люди отдали свои
жизни, дело их продолжают другие борцы за
свободу. “Придет желанная пора”, когда
Родина станет счастливой и свободной. Поэт
— смелый человек, которого не смогли
испугать никакие притеснения и ссылки. Он,
верный друг, добрый и отзывчивый, не забывал
своих друзей в несчастье и до конца остался
верен своим мыслям и взглядам. Поэт
завершает стихотворение уверенностью в
победе правого дела:


Оковы
тяжкие падут,


Темницы
рухнут — и свобода


Вас
примет радостно у входа,


И
братья меч вам отдадут.


От
имени декабристов Пушкину ответил
Одоевский:


Наш
скорбный труд не пропадет:


Из
искры возгорится пламя.


Свое
отношение к 14 декабря 1825 года Пушкин также
выразил в стихотворении “Арион”, которое
написано по случаю годовщины гибели пяти
декабристов, повешенных царем. Поэт
прибегает к иносказанию, так как в период
николаевской реакции открыто высказать
свои мысли было нельзя. Именно рассказ о
чудесном спасении певца использовал Пушкин.
В переносном смысле поэт изобразил свое
участие в движении декабристов. “Нас было
много на челне” — это указание на состав
деятелей движения. У каждого из декабристов
свое дело: “...иные парус напрягали, другие
дружно упирали вглубь мощны весла”. “Кормщик
умный” — вероятно, это руководитель
движения Пестель. О себе поэт говорит: “А я
— беспечной веры полн, — пловцам я пел...”,
“Вихорь шумный”, гибель и кормщика, и
пловца — это иносказательно разгром
восстания. Свое спасение Пушкин объясняет
случайностью: во время восстания он
находился в ссылке:


Лишь
я, таинственный певец,


На
берег выброшен грозою.


В
словах “таинственный певец” содержится
намек на то, что среди современников стихи
поэта распространялись тайно, часто даже
без подписи.


Идея
стихотворения заключается в знаменитых
словах: “Я гимны прежние пою”, в них
выражена верность Пушкина взглядам и
настроениям декабристов. Он не отрекся от
своих передовых убеждений. “Арион” был
анонимно опубликован в литературной газете
Дельвига. Значение стихотворения в том, что
в годы реакции Пушкин определяет свое место
в борьбе за освобождение России. В первые
годы после возвращения из ссылки поэт
сохранил иллюзии свободы творчества,
которые, однако, скоро исчезли, так как
гонения и придирки не прекращались. Эти его
настроения переданы в стихотворении “Предчувствие”:


Снова
тучи надо мною


Собралися
в вышине.


Рок
завистливой бедою


Угрожает
снова мне.


С
особой остротой Пушкин говорит в этот
период о деспотизме. В 1828 году он создает
стихотворение “Анчар”. В основу его
названия легли сведения о ядовитом дереве.
Дерево яда — анчар описывается в
торжественных мрачных тонах. Этому
способствуют эпитеты: “чахлая и скупая
пустыня”, “почва, зноем раскаленная”, “зелень
мрачная ветвей”; на символичность образа
указано в самом начале стихотворения: “Стоит
— один во всей вселенной”. Дерево
губительно действует на все окружающее: “К
нему и птица не летит, и тигр нейдет”. Его
ядом поражаются воздух, почва: черный
вихрь
пустыни становится тлетворным, а песок —
ядовитым. Невзирая на губительную силу
анчара, человек-деспот посылает покорного
раба к нему. Зависимость от тирана
неизбежно ведет к гибели. Сила разоблачения
в том, что поэт показал самое
отвратительное в этой деспотической власти:
губя человека, его заставляют служить
уничтожению людей. Добытый яд князь
разослал “соседям в чуждые пределы”. В
стихотворении Пушкин аллегорически
изобразил самодержавие в виде ядовитого
дерева, несущего смерть людям.


Общественное
значение вольнолюбивой лирики Пушкина было
необыкновенно велико. По словам Герцена, в
годы реакции, когда лучшими людьми России
овладело отчаяние, “одна лишь звонкая и
широкая песнь Пушкина звучала в долинах
рабства и мученья, эта песнь продолжала
эпоху прошлую, наполняла мужественными
звуками настоящее, посылала свой голос
отдаленному будущему”.