Евгений Евтушенко очень верно подметил: "Поэт в России - больше, чем поэт". Быть поэтом - значит иметь особый талант, уметь выражать свои мысли и чувства не так, как все. Порой мы не можем словами облечь то, что твориться в нашей душе. А поэт, настоящий поэт может больше. Он может скрыто, посредством образов и символов, или открыто, напрямую говорить то, что чувствует, то, о чем тревожиться его сердце. Читая стихи мы проникаем внутрь самого автора, начинаем понимать его замысел.

Рубеж 19 и 20 столетий открывала целая плеяда замечательных поэтов. Впоследствии сей поэтический всплеск назовут "Серебряным веком", который вступил в свои права после более чем 60-летнего господства века золотого. Сборники стихов И. Бунина, Д. Мережковского, В. Брюсова, А. Белого и А. Блока открывали "серебряный век русской поэзии". Особо хотелось бы остановиться на творчестве Александра Александровича Блока, о котором В. Я. Брюсов заявил: "В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами; личность поэта всегда перед читателем".
В конце 19 века на смену реализму, как литературному течению, пришло новое - символизм. Первоосновой русского символизма явилась идеалистическая концепция двоемирия. Согласно ей - весь окружающий мир является тенью, символом, познать который можно лишь посредством интуиции. Призывать разум на помощь в такой ситуации - не имеет смысла. Немалое влияние на формирование русского символизма оказало и творчество зарубежных поэтов-символистов, таких как Ж. Бодлер, Рембо. Символизм представлял собой течение, в котором было деление на "старших" и "младших". А. Блок относился к так называемым "младшим" символистам, деятельность и творчество которых приходилось на начало ХХ века. Сущность символизма составляли три элемента: мистическое содержание, наличие символов и идея параллельного существования двух миров. Влияние символизма заметно прослеживается в раннем творчестве поэта.
Центральное место в ранней лирике поэта занимает тема Прекрасной Дамы. Ее образ очень символичен, а следовательно его стоит понимать по-разному. Это и простая женщина, та же Незнакомка, это и Дева Мария, перед которой все преклоняются, это и высшее идеальное начало.
"Стихи о Прекрасной даме", как и положено произведениям поэта-символиста, окутаны атмосферой тайны и мистики. Лирический герой Блока предстает перед нами в образе простого земного человека, трепещущего в ожидании любимой. Драматизм произведений подчеркивается смесью ожидания и страха, страха за то, что она не придет:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике твоем предчувствую тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо.
И молча жду, - тоскуя и любя.
Предчувствуя, ожидая ее появления, поэт словно через пелену смотрит на нее:
Дыша духами и туманами,
Она садиться у окна.
Помимо символичных образов поэт использует и символику света. Различные цветовые гаммы помогают полнее раскрыть задумку автора. К примеру, белый цвет часто ассоциируется у Блока с чистотой и гармонией, светом и счастьем. Черный и лиловый, наоборот несут в себе тревогу, отчаяние и пустоту: "черный час", "черная злоба".
Немало своих произведений А.Блок уделяет свой второй любви - России . В стихотворении "Русь" родина предстает перед читателями таинственной , колдовской землей. Итогом размышлений Блока о судьбе своей страны явился цикл стихов "Родина", создававшийся 9 лет. Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия". В нем звучит искреннее признание автора строк в любви к Родине, пусть нищей, пусть убогой:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Переживая тяжелое для страны время, он не перестает верить в ее величие и мощь. Новаторство Блока как поэта заключается в том, что он создал принципиально новый образ родины: свою страну он представляет женщиной, женой, подругой. Это разительно отличается от того, что было ранее:
О, Русь моя! Жена моя!
События февраля 1917 г. были встречены поэтом восторженно. В своем творчестве он переосмысляет прошлое, настоящее и будущее России. Многие друзья, поэты и писатели, как и впрочем многие современники, не поняли революцию, не смогли услышать ту самую "музыку революции", которую слышал Блок. Он не покинул страну в тяжелый час, не отбыл в эмиграцию как многие его соратники. Он остался с ней - со своей Родиной - переживать ее взлеты и падения, радости и горе. Стараясь как можно более объективно и многосторонне описать события революции, Блок создает ее своеобразную летопись или дневник - поэму "Двенадцать". Символично в ней изображено прошлое, настоящее и будущее России. Прошлое - это так называемый "старый мир" - мир патриархально-помещичьей России, которому пришел конец. Настоящее - это революционный хаос и анархия, творящие "новый мир". Будущее - светло, спрятано от глаз читателя снежной завесой. Автор считает, что через тяжелое настоящее, через разруху страна погрузится на самое дно, в преисподнюю. А позже она возродится и вознесется на небеса.

В любое время, в любых произведениях мы слышим голос автора. О чем бы он ни писал: о любви, о прекрасной незнакомке, о родине, - всюду мы слышим его, его мысли и переживания. А как иначе? Ведь именно этот дар - словами облечь мысли и чувства - и отличает настоящего поэта.