Базаров и Павел Петрович Кирсанов.
Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. "Кто есть Базаров?"-спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: "Нигилист". По мнению Павла Петровича,нигилисты попрос- ту ничего не признают и ничего не уважа- ют. Взгляды нигилиста Базарова можно оп- ределить,только выяснив его позицию. Во- прос,что признавать,на чём, на каких ос- нованиях строить свои убеждения,-чрезвы- чайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют собой принципы Павла Петро- вича Кирсанова: право на ведущее положе- ние в обществе аристократы завоевали не происхождением,а нравственными достоинс- твами и делами("Аристократия дала свобо- ду Англии и поддерживает её"),т.е. нрав- ственные нормы,выработанные аристократа- ми,-опора человеческой личности.Без при- нципов могут жить лишь безнравственные люди. Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов,мы видим, что "принсипы"Павла Петровича никак не соот- носятся с его деятельностью на благо об- щества,а Базаров принимает только то,что полезно ("Мне скажут дело- я соглашусь". "В теперешнее время полезнее всего отри- цание- мы отрицаем"). Евгений отрицает и государственный строй,что приводит Павла Петровича в замешательство (он "поблед- нел").Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу рели- гиозность народа,жизнь по заведённым де- дами порядкам кажутся исконными и ценны- ми чертами народной жизни, умиляют его. + Базарову же эти качества ненавистны:"На- род полагает, что, когда гром гремит,это Илья-пророк в колеснице по небу разъез- жает.Что ж? Мне согласиться с ним?" Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жиз- ни народа. Павел Петрович:"Он (народ) не может жить без веры". Базаров:"Грубейшее суеверие его душит".Просматриваются раз- ногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова,"читать Пушкина-потерян- ное время,заниматься музыкой смешно,нас- лаждатьтся природою-нелепо".Павел Петро- вич,напротив,любит природу,музыку.Макси- мализм Базарова,полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собст- венный опыт и собственные ощущения, при- водит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись,и музыка)размягчает душу,отвле- кает от дела. Всё это "романтизм","чепу- ха". Базарову,для которого главной фигу- рой времени был русский мужик, задавлен- ный нищетой,"грубейшими суевериями", ка- залось кощунственным"толковать"об искус- стве,"бессознательном творчестве", когда "дело идёт о хлебе несущном". Итак, в романе Тургенева "Отцы и дети" столкнулись два сильных,ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Пет- рович предстал перед нами как представи- тель "сковывающей,леденящей силы прошед- шего",а Евгений Базаров-как часть"разру- шительной, освобождающей силы настоя- щего".# ВСТУПЛЕНИЕ. Знание эпохи, в которую жил писатель, его биграфии и мировоззрения помогает понять его творчество. Почувствовать и по досто- инству оценить литературное произведение- значит соотнести нарисованные картины жизни с самой реальной действительностью. Идейное богатство, эстетические ценности классического произведения русской литера- туры становятся достоянием только такого че- ловека, который подготовил себя к восприятию содержания во всей его полноте. Основоположник русской критики В.Г.Белинский видел, например,величие Пушкина в том, что в его художественном творчестве"отразилась вся Русь,со всеми её...стихами,всё разнообразие, вся многосторонность её национального духа." Да и сам Пушкин считал одной из основных черт художника его способность откликаться на все явления жизни. То же самое можно ска- зать и о /имя писателя/ и о его замечатель- ном произведении /название произведения/... + ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Произведение /название/ гуманистично."Писа- тель, в какую бы эпоху он ни жил, является членом общества, гражданином своей страны. Писатель, если он только одарён творческою силою создавать собственные образы, воспи- тайся прежде, как человек и гражданин земли своей, а потом уже принимайся за перо!.." - справедливо писал Гоголь.Художественное про- изведение, в том числе и /название/, воздей- ствует одновременно на ум и чувства. Оно вы- зывает радость,восторг,волнение,чувство гне- ва,протеста,неудовлетворённоти... Сила его в том, что оно учит образно мыслить, видеть прекрасное и безобразное в самой реальной жизни. Писатель /имя/ -гуманист, ибо главное в его творчестве-Человек,его судьба,его жизнь,свя- занная с добром и злом, с нравственными, ду- ховными началами. Мы благодарны писателю : он учит нас потребности творческой деятель- ности, бороться с тем,что мешает жить разум- но и красиво, учит восприятию общечеловечес- ких нравственных и эстетических ценностей и вместе с тем неисчерпаемых национальных ду- ховных сокровищ.