ОБРАЗ БАЗАРОВА. СИЛА И БЕССИЛИЕ
ГЕРОЯ РОМАНА ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ"

Ломать-не строить.


Семь раз отмерь -
один раз отрежь.
Пословицы.



Евгений Базаров- моя противоположность. В его характере
было, казалось, многое из того, за что можно уважать человека
и чем восхищаться в литературном герое: ум, самобытность, фи-
зическая сила, уверенность в себе, огромная работоспособность.
Этот нигилист в споре побивает аристократа Павла Петровича
Кирсанова, умеет заставить других слушать себя, уважать свою
точку зрения. В чем же дело, почему он так неприятен мне?... И
только готовясь к экзамену по литературе, я ясно понял, что
отталкивало меня в этом тургеневском герое: эгоизм и себялю-
бие, отсутствие жалости и доброты к другим.
Евгений Базаров не похож на других известных мне литера-
турных героев, созданных писателями 19 века. Онегина, Печори-
на, Пьера Безухова, Андрея Болконского я не могу поставить ря-
дом с ним. Пожалуй, только герои Чернышевского Лопухов и
Кирсанов отчасти напоминают нигилиста, но даже они и "мрачное
чудовище" Рахметов кажутся мне более человечными. Есть ка-
кое-то сходство в мировоззрении между Базаровым и Раскольнико-
вым, но если Родион Романович постоянно сомневается, мучается
и страдает, то Евгений Васильевич точно кремень.
Не похож Базаров и на других тургеневских персонажей.
Писатель сам признавал этот факт. С Рудиным, Инсаровым героя
"Отцов и детей" не сравнить. Посмотрим, кто же он.
"Мужчина должен быть свиреп",- приводит Базаров в разго-
воре с Кирсановым "отличную испанскую поговорку". И он весь в
этом. Тургенев неоднократно подчеркивает в нем неудержимую,
грубую, резкую натуру. Даже любовь, страсть в нем бьется
"сильная и тяжелая", похожая на злобу, а может быть, родствен-
ная злобе. Недаром же Одинцовой он внушает вместе с уважением
страх. Родился Евгений Васильевич с такой сильной натурой,
склонной повелевать людьми, держать их нравственном подчине-
нии, принимать их услуги, словно делая им одолжение, или же
сказалось то, что он "самоломанный", всего достигал сам? Но,
как бы то ни было, этот сын военного лекаря- личность очень
сильная и незаурядная по всем статьям, будущий вожак. Но вот
вопрос, а какое движение возглавит он?
Еще два года назад, разбирая роман Тургенева в школе, мы
спокойно принимали на веру то, что Базаров и ему подобные -
люди, готовящие революцию. Но сегодня, когда я стал немного
взрослее, чтобы задуматься о том, что происходит у нас в стра-
не, и когда я побольше узнал о революционерах, я думаю, что
многое неправильно в рассуждениях этого нигилиста.
В чем его сила? В том, что он представитель нового време-
ни. Аристократы, наподобие Павла Петровича, отжили свое. Они
прекрасно жили за чужой счет, но с их помощью страна отстала
от Европы. Нужны новые люди и новые идеи. Евгений Базаров на
протяжении всего романа и являет нам эту новую идею. Если вни-
мательно вглядеться, то можно уловить и сходство между тем
временем, что описывает Тургенев, и нашим. Сегодня также ста-
рые идеи, а вместе с ними и руководители коммунистической пар-
тии ушли вы прошлое. Нужно проводить реформы, вытаскивать
страну из болота. О том, как это делать, и идут бесконечные
споры.
В чем слабость Базарова? На мой взгляд, главная его сла-
бость в том, что он только отрицает, он не несет ничего поло-
жительного. А как людям жить с одним отрицанием? Сегодня тоже
много людей, которые отлично критикуют старое, прекрасно дока-
зывают, что очень много надо менять, но ничего путного предло-
жить, а тем более сделать, не могут. У них, как в стихах Нек-
расова, получается: "если до дела коснется, то беда, мир вино-
ват в неудачах тогда". А Евгений Базаров присвоил себе "титул"
нигилиста и все отрицает: религию, науку, семью, нравствен-
ность и т.п. Особенно жутко становится, когда вдумаешься, что
ведь он отрицает и такие вещи, как искусство, любовь. Разуме-
ется, жизнь богаче его идей, и сам же "теоретик" влюбляется
"глупо,безумно". Пока Евгений Базаров рассуждает об этом в
столовой Кирсановых или в гостиной Одинцовой, это его дело,
его причуда. Но сели он придет к власти? А именно такие к ней
и рвутся...
Я вспоминаю знаменитое место в споре Кирсанова с Базаро-
вым. Николай Петрович спрашивает, почему Базаров и его едино-
мышленники все отрицают, а по сути, разрушают, но ничего не
строят? Ведь надобно строить? Базаров с гордостью отвечает:
"Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить". И мне
невольно хочется вступить в спор. Спросить о том, как же можно
что-то рушить, не получив одобрения того, кто живет в этом
строении? Как можно ломать, не имея четкого плана, что и как
строить? Не так ли у нас после 1917 года усилено ломали, чтобы
"место расчистить", восклицая: "Мы наш, мы новый мир постро-
им!", а потом оказалось; что "архитекторы-то" безграмотные и
преступники к тому же?
Может быть, кому-то такие герои нравятся. Но для меня са-
довод, возделывающий свой маленький садик, неграмотная старуш-
ка, присматривающая за малышами, гораздо более "герои", чем
Базаров. Ведь они в меру своих сил создают, а он разрушает.
Как же это ломать, не зная даже почему? Павел Петрович спра-
ведливо не может этого понять. И ему отвечает "молодой ученик"
Базарова Аркадий: " Мы ломаем, потому что мы -сила". А сила,
по его мнению, не дает отчета. Мне очень бы не хотелось, чтобы
на смену старым правителям пришли новые, которые считают глав-
ным своим долгом только "место расчистить", а не строить но-
вое. Ведь на этом месте мы с вами живем...
И мне нечего добавить к мысли Павла Петровича о том, что
последний музыкант, которому дают за вечер пять копеек, полез-
нее таких, как Базаров, потому что он представитель цивилиза-
ции, а не грубой монгольской силы.
Изучая литературу первой половины 19 века, мы говорили об
особых литературных героях- "лишних людях" Онегине, Печорине.
К ним, как известно, относят и тургеневского Рудина. Но если
рассудить, то и Базаров относится к тому же "разряду". Ведь
кроме разрушения, у него нет больше никакого дела...