ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГОВ КНЯЗЯ АНДРЕЯ И ПЬЕРА.
Роман Толстого <Война и мир> содержит значительную фило-софскую часть, которая выражается различными способами. Фило-софия произведения <полифонична> . Автор не ограничивается от-ступлениями. Он вкладывает свои идеи в уста главных героев, но пытается раскрыть не только свой взгляд на мир, но и другие воз-можные взгляды. Герои книги отстаивают различные позиции, причем все они (позиции) изображены довольно беспристрастно. Ос-новной философский конфликт возникает между двумя главными героями - князем Андреем и Пьером. Выразить этот конфликт не-возможно, используя лишь их внутреннюю речь. Необходимо дей-ствительное столкновение, и в книгу вводится диалог - разговор нескольких лиц. Но в романе Толстого, как и в романе Достоевско-го <Преступление и наказание>, диалог - это не просто акт речево-го общения, это попытка слить разные взгляды или понять, нако-нец, какая точка зрения вернее. С самого начала проводится парал-лель князь Андрей - Пьер. У них разные взгляды на жизнь, раз-ная судьба, но они очень близки друг с другом. Возникает ассоциа-ция, основывающаяся на именах апостолов братьев Петра и Анд-рея. Петр принес христианство в Европу, а Андрей - на Русь (также предрекал основание Киева и т. д.).Столкновение <западного> Петра (Пьера для большей убеди-тельности) и <восточного> Андрея и раскрывает автор. Толстой через образы этих героев предлагает различные пути к одной цели - счастью, причем и счастье они понимают по-разному.Диалоги князя Андрея и Пьера соединяют несоединимые, каза-лось бы, полюса: Восток - Запад; дом - политика, общество; со-зерцание - активность - эти понятия взаимопроникают друг в друга, взаимодействуют, рождая идеал.Диалоги князя Андрея и Пьера проходят через все произведе-ние, но вне их они почти не взаимодействуют. Диалоги, с одной стороны, создают, возможно, наиболее важную ось произведения, а с другой стороны, подводят итог прожитого отрезка жизни и начи-нают новый, полнее выражают их мировоззрение.Впервые мы встречаем князя Андрея и Пьера вместе в салоне Анны Павловны Шерер. Они перебрасываются несколькими фраза-ми, но мы видим близкие, дружеские отношения по мягкой улыбке князя, по разговору в целом. Настоящий диалог начинается позд-нее, когда, покинув салон, друзья могут освободиться от необходи-мых условностей, раскрыть свою душу. Но диалог не строится. Идет разговор о бытовых проблемах, делах, карьере Пьера и женитьбе. <Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными раз-говорами о вечном мире>. Но говорить о войне начинают уже здесь. Пока что это романтические, наполеоновские мечтания князя Анд-рея, с радостью расстающегося с женой. Из этого диалога мы видим князя Андрея до начала исканий и Пьера, понявшего, что надо что-то делать, но что - не понимающего. Князь Андрей уезжает на войну, но никто не думает о том, что на войне убивают, - малень-кая княгиня переживает только потому, что ей прийдется пожить в деревне; Пьер, говоря о вечном мире, пытается решить любопытную задачу. Первый диалог не отделяет князя Андрея и Пьера от всего мира, делая их святыми, но разделяет их между собой. Для Анд-рея - это последний диалог светской части жизни.Между первым и вторым диалогом проходит не так много време-ни, но разговор в Богучарове открывает нам совершенно новых геро-ев. Андрей видел вечное небо Аустерлица, видел бессмысленность, жестокость убийства, он опустошен, все его идеи, мечты рухнули разом. У Пьера, напротив, духовный подъем. Он увлекается масонст-вом, ему кажется, что он постиг истину, и не понимает, как можно в этом прекрасном, полном скрытого смысла мире быть несчастным.Между столь разными, столь разошедшимися людьми не может завязаться откровенный разговор. Сперва диалог носит светский от-тенок, но именно в это время Пьер пытается понять омертвевшую душу князя Андрея.Начинается диалог об убийстве - можно ли убивать вообще. Князь Андрей допускает разделение на <хороших> и <плохих>, на тех, кого можно убивать и кого нельзя. Пьер испуган этими страш-ными словами, напоминающими нам теорию Раскольникова о <крови по совести>. Князь Андрей опровергает слова <поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отноше-нию к тебе>. Князь Андрей говорит, что мы не можем знать, что есть зло для других, то есть жить надо, стремясь к счастью, кото-рое в понимании князя состоит в отсутствии угрызений совести и болезней. Диалог о зле и счастье - один из самых важных мораль-но-этических моментов произведения. В разговоре с Пьером князь Андрей категорично утверждает, что никогда больше не будет служить в русской армии. Таким образом, разговор в Богучарове игра-ет значительную композиционную роль и служит для дальнейшего развития сюжета, но наиболее важен внутренний, философский смысл этого диалога. В любом диалоге можно лучше понять себя, свои мысли, и здесь князю Андрею необходимо выговориться, он должен излить тяжелые свои мысли, чтобы разобраться в себе, а для Пьера это проверка твердости его масонских идей.Пьер распаляется. Он, наконец, решает рассказать о масонстве. Он предчувствовал, что князь Андрей одним словом, одним аргу-ментом <уронит все его ученье...>. По дороге в Лысые горы начина-ется новый диалог, точнее, монолог Пьера о масонстве, о будущей жизни и о добре и зле в мире и на земле.Монолог Пьера значителен как часть его философского развития и как часть философии самого Толстого, но Андрей почти не слуша-ет. До философских откровений надо доходить самому, и никто сло-вами не сможет передать суть учения, откровения. Но слова Пьера о Боге, об истине уже к концу монолога растапливают сердце князя Андрея. Он вслушивается в смысл слов Пьера, вникает, но видит дальше, глубже масонской философии. Слова Пьера открывают ему свой новый путь. Вновь князь Андрей смотрит на небо и видит то высокое и вечное небо, в которое он смотрел на Аустерлице, и опять на него снисходит откровение. Уже во второй раз в жизни. Кажется, что он заново постигает тайны мирозданья. <Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь>, - подводит итог разговора на переправе сам Толстой.Следующая, малозначащая встреча происходит на балу в Петер-бурге, первом для Наташи. Там нет больших диалогов - только ко-роткие фразы: Пьер просит князя Андрея пригласить на танец На-ташу.Последняя физическая встреча князя Андрея с Пьером происхо-дит накануне Бородинского сражения. Андрей боится остаться на-едине с Пьером - он чувствует, что ему не суждено жить. Чувству-ет это и Пьер. Вновь разговор идет об убийстве - о войне. О фило-софии войны и о философии победы. Офицеры понимают, что за-втра они победят любой ценой. Пьер со страхом смотрит на чужого, озлобленного князя Андрея, который предлагает не брать пленных. Но в Бородино именно князь Андрей не делает ни одного выстрела и олицетворяет святое войско, а Пьер духовно помогает на батарее Раевского. Вновь мы видим противоречие между князем Андреем и Пьером. Князь Андрей призывает к непротивлению злу насилием, он призывает обратиться в себя, в семью, а Пьер всеми силами пы-тается принести пользу своей армии. Он думает, что может сделать добро для России, занимаясь политикой и т. п. Князь Андрей наде-ется добиться гармонии через внутренний мир. Если он будет счас-тлив, если будет счастлива его семья и если каждый думает о лич-ном благе, то мир, наконец, достигнет гармонии.Пьер, несмотря на свою физическую неактивность, занимается государственными делами и т. п" Но мы так и не получаем ответа, какой путь истинен.После смерти князя Андрея диалог его с Пьером не заканчива-ется. Пьер вспоминает князя Андрея и общается с ним духовно. Князь Андрей не ушел полностью из этого мира. Это чувствует и его сын Николенька, который внутренне часто обращается к отцу п, вероятно, продолжит его духовный поиск.Итак, идейно-композиционное значение диалогов князя Андрея п Пьера состоит в том, что они служат основной композиционной осью произведения, диалоги помогают героям лучше понять себя, они делят их жизнь на периоды поисков жизненных мировоззре-ний, отражают различные философские течения. Столкновения ге-роев дают возможность Толстому объяснять и свои философские воззрения.