МИФОЛОГИЧЕСКАЯ И БИБЛЕЙСКАЯ СИМВОЛИКА В <ВОЙНЕ И МИРЕ>.
<Война и мир> - это уникальное произведение, общепризнанно является одним из лучших сокровищ мировой литературы. Этот роман является одним из тех немногих творений русских писате-лей, которые известны обычным людям во всем мире. Хотя <Войну и мир> называют романом, этот термин не совсем подходит для данного сочинения, ведь в нем переплелось огромное количество жанров и произведений, начиная собственно романом и заканчивая Евангелием. Толстой также выдвигает в <Войне и мире> свой собст-венный взгляд на религию, синтезируя ее из различных верований и пропуская все это через фильтр своей философии. Но в произведе-нии не много прямых намеков - Толстой передает свои идеи через излюбленный прием всех русских писателей - символ. Символика издавно является лучшим средством для передачи мыслей автора, ведь тот, кто хочет и кому нужно, всегда отыщет те знаки, по кото-рым можно понять автора, а тот, кому не нужны мысли автора, просто ничего не заметит. Символы конечно же использовали и до Толстого. Так, Гоголь в поэме <Мертвые души> активно использо-вал этот прием и скрыл за паутиной символов основную идею поэмы, сохранив ее от чужих непонимающих глаз. Любил этот прием и Тургенев, скрыв в образе Базарова образ Эдипа.Поскольку религия Толстого была разносторонней, то и симво-лы религии встречаются очень разные. Некоторые можно отнести к христианству, другие же тяготеют к античности или восточной ми-фологии. Но основными символами являются, пожалуй, христиан-ские.Основным героем, несущим на себе большой груз толстовской религии, является князь Андрей. Его имя говорит само за себя, ведь оно такое же, как у апостола Андрея, который, по легенде, ос-вятил Русь. Князь Андрей так же более склоняется к русской куль-туре, нежели к западной. Этому можно противопоставить Пьера Безухова, который увлечен масонством и долго жил во Франции. Апостол Петр освятил Европу, таким образом, имя Пьера, изменен-ное на французский манер, явно указывает на его связь с апостолом Петром.Андрей живет в Лысых Горах, а Христос был распят на Голго-фе - Лысой горе. Таким образом, образ князя Андрея пересекается с образом Христа, и на протяжении всей книги можно обнаружить еще несколько мест, явно указывающих на связь князя Андрея с Христом. Так, например, во время сцены в лазарете после Бородин-ского сражения на операционных столах лежат трое: Болконский, Анатоль Курагин и простой солдат. Эти столы похожи на три крес-та, на которых распяли Христоса и двоих преступников. Один из них уверовал в Христа и воскрес. Так и Анатоль лежит вместе с князем Андреем на операционных столах, и если Андрей - Хрис-тос, то Анатоль - это один из грешников, и он воскресает, так как Андрей прощает ему его грехи и. отпуская их, дает ему вечную жизнь.Также на связь между князем Андреем и Христом указывает и то, что они <переродились> в 33 года и оба были отданы отцом на смерть, ведь это Николай Андреевич Болконский хочет, чтобы сын служил в армии.Но немало христианских мотивов встречается и вне образа князя Андрея. Так, например, предводителем святого воинства яв-ляется Архангел Михаил, а московское ополчение собиралось слов-но на святую битву с антихристом - Наполеоном. Следовательно, Михаил Илларионович Кутузов воплощает в себе Архангела Ми-хаила. Если пойти дальше, то можно заметить, что Кутузов предпо-читает отступление наступлению, видя в этом погибель француз-ского войска, то есть действует по принципу святого воинства - не противиться злу - оно само уничтожит себя. Тот же мотив можно заметить в момент, когда князь Андрей со своим полком стоит и ничего не предпринимает под обстрелом вражеских войск. Да и все Бородинское сражение можно считать толстовской версией Арма-геддона.Встречаются в <Войне и мире> и более мелкие мотивы. Напри-мер, мотив свечи. Она обозначает душу человека. Этот мотив про-слеживается прежде всего тогда, когда няня во время родов ма-ленькой княгини зажигает венчальные свечи Лизы и князя Анд-рея. Венчальные свечи - это свечи общей души семьи, их можно зажигать только в самые тяжелые минуты жизни. Но в тот момент, когда няня зажигает свечи, врывается ветер и гасит их, и, как следствие, Лиза умирает.Также часто встречается мотив ангела - и Наташа, и князь Андрей хотят летать.Но ведь религия Толстого не складывается только из христиан-ства, у него есть мотивы и других религий. Так, можно заметить мотивы античных мифов. Можно проследить тему мойр - трех су-ществ, которые пряли нить жизни и отмеряли, сколько кому жить. Мы встречаем этот мотив в нескольких местах: прежде всего, Лиза вяжет в салоне Анны Павловны, во-вторых, князь Андрей просит Наташу научиться вязать, но она роняет клубок, и князь Андрей умирает. Также встречается много мотивов славян-ской мифологии. Так, например, Наташа и Соня гадают на сужено-го, и перед этим они переодеваются в гусара и черкеса - святоч-ные мотивы.Князь Андрей собирает полынь - символ забвения, так как он ищет успокоения и сна. Андрей также разговаривает с дубом - славянским деревом предков и мудрости.Есть также и мотивы восточных религий. Князь Андрей - это <Пробужденный> - один из эпитетов Будды, так как Будда пробу-дился под деревом, а князь Андрей под дубом. По Толстому, душа не постоянна, она все время меняется. Это перекликается с даос-ским представлением о душе.Таким образом, можно сказать, что <Война и мир> - это книга книг, ее нельзя до конца понять и нельзя исчерпать всего ее смыс-лы. Так же, как нельзя найти всех символов, через которые Тол-стой доносит до нас свои идеи.