ПОЭЗИЯ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА.


В сороковые
годы девятнадцатого века В. Г. Белинским был
написан цикл статей "Сочинения
Александра Пушкина", состоящий из
одиннадцати статей. Пятая статья посвящена
лирике Пушкина.


"Тайна
пушкинского стиха была заключена в тайне
поэзии" (В. Г. Белинский), поэзии жизни "он
созерцал природу и действительность под
особенным углом зрения, и этот угол был
исключительно поэтический" (В. Г.
Белинский). Пушкин пишет о своем призвании в
стихотворении "Муза" (1821 г.):


В
младенчестве моем она меня любила


И
семиствольную цевницу мне вручила...


...Уже
наигрывал я слабыми перстами


И гимны
важные, внушенные богами,


И песни мирные фригийских пастухов. –


Взгляд
Пушкина полон поэзии:


Среди
зеленых волн, лобзающих Тавриду,


На утренней
заре я видел Нереиду.


"Нереида"
(1820 г.)


Упоение,
очарование поэта жизнью подчеркивается
использованием им античных образов: муз,
нереид, образа Афродиты, Дионеи и других.
Многим, в особенности ранним,
стихотворениям Пушкина присущ дух
античности.


Пережив
духовный "кризис", Пушкин обращается к
образам библейской мифологии: вместо поэта
- пророк, вместо музы -посланник бога,
шестикрылый Серафим. А стихотворении "Пророк"
(1826 г.) Пушкин прослеживает перевоплощение
поэта, проникновение его в тайны бытия.
Перевоплощаются все чувства и способности
пророка:


Отверзи
вещие зеницы,


Как у
напутанной орлицы...


Моих ушей
коснулся он, -


И их
наполнил шум и звон:


И внял я
неба содроганье,


И горний
ангелов полет,


И дальней
лозы прозябанье...


Пророк
получает мудрое зрение, чуткий слух, вместо
языка -"жало мудрыя змеи", вместо
трепетного сердца - "угль, пылающий огнем".
В завершение преображения пророка, бог
вкладывает в него свою "божественную
волю". Проникший в тайны бытия, постигший
диалектику жизни, поэт готов к выполнению
своей миссии.


Пушкин умел
видеть в жизни и мрачные, и светлые стороны:


.. .печаль
минувших дней


В моей душе
чем старе, тем сильней.


Мой путь
уныл сулит мне труд и горе


Грядущего
волнуемое море.


Он умел
искать и находить источники оптимизма в
реальной жизни:


...Я жить
хочу, чтоб мыслить и страдать;


И ведаю, мне
будут наслажденья


Меж
горестей, забот и треволненья:


Порой опять
гармонией упьюсь,


Над
вымыслом слезами обольюсь,


И может
быть на мой закат печальный


Блеснет
любовь улыбкою прощальной
.



"Элегия"
(1830 г.)


Источники
поэзии Пушкина, его творческого
вдохновения -гражданские идеалы, любовь и
дружба, окружающая природа, то есть сама
жизнь, во всей ее обыденности и
повседневности.


"Как
истиный художник, Пушкин не нуждался в
выборе поэтических предметов для своих
произведений, но для него все предметы были
равно исполнены поэзии. Что для прежних
поэтов было низко, то для Пушкина было
благородно; что для них была проза, то для
него было поэзия". (Белинский)


Пушкин
предпочитает осень весне и лету.
Стихотворение "Осень" (1833 г.) - это гимн
осени, которая представлена здесь со своей
праздничной стороны. Ее "уныние"
превращается в своеобразную красоту:


Унылая пора!
Очей очарованье!


Приятны мне
твоя прощальная краса -


Люблю я
пышное природы увяданье,


В Багрец и
золото одетые леса...


Пушкин
воспел русскую зиму за ее самобытность,
отличие от "южных зим". В стихотворении
"Зимнее утро" (1829 г.) зима "облита
блеском роскошной поэзии":


Мороз и
солнце; день чудесный!..


...Под
голубыми небесами


Великолепными
коврами,


Блестя на
солнце снег лежит;


Прозрачный
лес один чернеет,


И ель
сквозь иней зеленеет,


И речка
подо льдом блестит.


Пушкин
использует в этом стихотворении образы,
казалось бы, совсем не поэтических
предметов: печь, лежанку, образ "бурой
кобылки", в первоначальном варианте
бывшей "черкесским конем", но все они у
поэта принимают поэтическое звучание,
необыкновенно соответствуют русской
действительности. "Поэзия Пушкина
удивительно верна русской
действительности, изображает ли она
русскую природу или русские характеры: на
этом основании общий голос нарек его
русским национальным, народным поэтом" (Белинский).


Но в своих
лирических произведениях поэт не столько
изображает окружающий мир, сколько
выражает свой внутренний. Основное
содержание мелких пьес Пушкина составляют
любовь и Дружба - чувства, наиболее сильно
владевшие поэтом и бывшие непосредственным
источником счастья и печали, горя и радости
его жизни. "Общий колорит поэзии Пушкина,
и в особенности лирической - внутренняя
красота человека и
лелеющая
душу гуманность" (Белинский).


Пушкину
одному из первых удалось отразить красоту
внутреннего мира земного человека, чувства
художника, артиста.


Необыкновенной
теплотой и искренностью проникнуты!
дружеские послания Пушкина, в особенности
послания, обращенные к товарищам по Лицею. В
стихотворении "19 октября" (1825 г.)|
Пушкин обращается к Дельвигу:


...И ты
пришел, сын лени вдохновенный,


О Дельвиг
мой: твой голос пробудил


Сердечный
жар, так долго усыпленный,


И бодро я
судьбу благословил.


Пущина,
Горчакова и Дельвига Пушкин называет “друзьями”
своей души".


Любовь -
неизменный спутник поэзии Пушкина, так,
стихотворение "Я помню чудное мгновенье..."
(1825 г.) - не только! образец любовной лирики,
но и своего рода поэтическая биография
поэта.


В
стихотворении-воспоминании "Я вас любил..."
(1829 г.) воплощена идея жертвенности:


Я вас любил;
любовь еще быть может,


В моей душе
угасла не совсем;


Но пусть
она вас больше не тревожит;


Я не хочу
печалить вас ничем.


Поэт не
хочет огорчать и тревожить предмет своей
былой любви, не хочет причинять боль
воспоминаниями о прошедшем чувстве. "Он
ничего не отрицает, ничего не проклинает, на
все смотрит с любовью и благословением" (Белинский).
Поэтому, считает Белинский, "Читая его
творения можно превосходным] образом
воспитать в себе человека...".


"Поэзия
его чужда всего фантастического,
мечтательного,
ложного,
призрачно-идеального; она вся проникнута
насквозь действительностью; она не кладет
на лицо жизни белил и румян, но показывает
ее в ее естественной, истинной красоте; в
поэзии Пушкина есть небо, но им всегда
проникнута земля" (Белинский)
.