Стихотворение А.С Пушкина «Мадонна». (Восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение А.С. Пушкина "Мадонна" было написано в 1830 году. К этому времени одна из первых красавиц Москвы,
Наталья Гончарова, в которую был влюблен поэт, стала невестой Пушкина. Неудивительно, что стихотворение посвящено именно
Наталье Гончаровой, которая для Пушкина была неким идеалом, "чистейшим образцом".
Недаром стихотворение написано в форме сонета, что доказывает насколько были важны для поэта его чувства к Наталье
Гончаровой. В этом стихотворении выражена удивительная по чистоте и подлинной человечности любовь. Пушкин восхищается
своей избранницей, даже боготворит ее. Используя различные художественные средства, поэт через лирического героя
передает свои эмоции, воплощает наиболее ярко образ возлюбленной. Благодаря лексическим и синтаксическим особенностям
стихотворения раскрываются его загадки и тайны.
Стихотворение очень плавное, мелодичное, что создается из-за преобладания существительных и малого количества глаголов:
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоБ на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель.
Например, в этой стофе только два глагола: "желал" и "быть". Зато много существительных и прилагательных: "простой
угол", "медленные труды".
Таким образом, осуществляется образ малоподвижности, покоя. Поэт словно подталкивает к остановке, к постепенному
вхождению в смысл стихотворения.
В стихотворении нет звуков, все погружено в тишину и поглощено в спокойствие, то есть поэт обращается к чувствам и
мыслям лирического героя.
Используется прием анафоры:
В простом углу...
Одной картины...
Одной: чтоб на меня...
Это заставляет сосредоточить все внимание на предмете обожания лирического героя, на том, что является наиболее важным
для него.
Благодаря ассонансу создается впечатление какой-то таинственности:
Не МНожеством картиН стариННых мастеров
Украсить я желал свою обитель,
Чтоб суеверНО им дивился посетитель,
ВНиМая важНоМу суждеНью зНатоков.
Таким образом лексика стихотворения "Мадонна" доказывает насколько глубоки чувства, переживаемые лирическим героем.
Во многом этому способствуют и синтаксические особенности.
В первую очередь внимание заостряется на том, что Пушкин избрал для своего стихотворения старинную стихотворную форму
сонета. Он написан пятистопным и шестистопным ямбом, что придает ясность всему произведению. Последние шесть стихов
сонета хотя и обозначаются графически, как два трехстишия, но по рифмовке могут делиться и иначе: на двустишие и
четверостишие. Это свидетельствует одновременно о сложности и простоте формы стихотворения.
Наличие инверсий в стихотворении влияет на интонационную
характеристику и эмоциональный строй произведения:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Отсутствие в стихотворении восклицательных и вопросительных знаков наполняет его спокойствием и умиротворением. Этому
также способствует малое количество союзов:
Она с величием, он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов под пальмою Сиона.
Итак, при внимательном прочтении и разборе стихотворения А.С. Пушкина "Мадонна" можно сделать вывод о том, насколько
глубоки чувсва поэта к его возлюбленной. И все же женский образ этого стихотворения остается до конца нераскрытым, но он
несомненно, важен для А.С. Пушкина.