ЖАНРОВОЕ
СВОЕОБРАЗИЕ


В “ВОЙНЕ И
МИРЕ” Л. Н. ТОЛСТОГО


“Что такое
“Война и мир”? Это не роман, еще менее поэма,
еще менее историческая хроника” — так
писал, обращаясь к своим верным читателям,
Лев Николаевич Толстой. Так что же это за
произведение, заставляющее верить искренне
и безошибочно в любовь, мир и всепрощение
каждого, кто только находит в себе смелость
взять в руки эту книгу, чтобы читать, читать
не отрываясь, до самого конца, переживая за
любимых героев, как за самых близких друзей?
Как объяснить самому себе эти слова автора,
пытающегося в одной из своих самых
значительных работ объять необъятное,
понять непостижимое и объяснить,
продемонстрировать нечто загадочное и
великое читателю?


На мой
довольно неискушенный взгляд, а я думаю, что
со мной согласятся многие, “Войну и мир”
невозможно ограничить узкими рамками того
или иного жанра, слишком много всего
содержит в себе это произведение: картины
битвы сменяются изображением мира, как
полной противоположности войны, мира, как
существования сообщества многих и многих
людей, а также природы и вообще всего того,
что окружает человека в пространстве и во
времени. Споры, непонимание, скрытые и
откровенные конфликты, страх, неприязнь,
любовь... Все это настоящее, живое, искреннее,
как и сами герои этого литературного
произведения.


Каждый
образ сопровождается описанием
многочисленных, казалось бы неприметных и
неинтересных, а на первый взгляд и вовсе не
нужных деталей, моментов” создающих
впечатление удивительно полного раскрытия
автором внутреннего мира его героев.
Оказываясь рядом в те или иные

мгновения
своей жизни, совсем не похожие друг на друга
люди неожиданно помогают самим себе лучше
понять все нюансы чувств и мотивы поведения.
Так, князь Андрей Болконский и Анатоль
Курагин оказываются рядом с Наташей
Ростовой, но как сильно различается их
отношение к этой юной и хрупкой девушке.
Возникшая ситуация позволяет разглядеть
глубокую пропасть между нравственными
идеалами этих двух мужчин из высшего
общества. Но их конфликт, усиленный
сложными жизненными перипетиями,
продолжается недолго — увидев, что Анатоль
тоже ранен, князь Андрей прощает своего
соперника прямо на поле брани.


Вообще,
читая “Войну и мир”, очень интересно
наблюдать за тем, как постепенно
углубляется или меняется мировоззрение
персонажей в этом произведении. Л. Н.
Толстой попеременно заглядывает в разные
места к разным людям, что позволяет
проследить за каждым героем. Триста
тридцать три главы четырех томов и двадцать
восемь глав эпилога складываются в четкую,
определенную картину, словно шар из капелек,
похожий на глобус, приснившийся Пьеру
Безухову. Автор написал “Войну и мир” как
новую Библию, новую священную книгу,
главными заповедями которой являются
светлая, чистая любовь, стремление к миру, а
не войне, прощение всех своих недругов.
Герои этого произведения неторопливо, но
верно приходят к пониманию подобных
постулатов и догм. Нельзя сказать, что это
легко. Пьеру, например, приходится пройти и
через неудачный брак, и через дуэль с
Долоховым, обмануться в масонстве, в
которое он когда-то свято верил, побывать в
плену и только потом наконец обрести
счастье с Наташей, осознав семейное счастье
как нечто главное в жизни.


В “Войне и
мире” Лев Николаевич Толстой призывает
людей оставить вражду и борьбу между собой
и начать действительно жить “по-настоящему”.
Он показывает на примере своих героев, к
чему может привести отсутствие мира вообще
и мира, лада с самим собой. Как и любое
замечательное по мысли, по чувству
серьезное произведение, книга Л. Н. Толстого
вызвала неиссякаемый поток критики и
восторженных отзывов, но мне хотелось бы
привести сейчас именно высказывание Н. Н.
Страхова о “Войне и мире”: “...Ни одна
фигура не заслоняет другой, ни одна сцена,
ни одно впечатление не мешают другим сценам
и впечатлениям, все на месте, все ясно, все
раздельно и все гармонирует между собою и с
целым”. Думаю, такую связь частей и целого
можно считать идеалом художественной
композиции, за что произведение Л. Н.
Толстого по праву называют выдающимся.