ЖЕНСКИЕ
ОБРАЗЫ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО


"ВОЙНА И
МИР"


В
знаменитом романе Л.Н.Толстого изображено
множество человеческих судеб, разных
характеров, плохих и хороших. Именно
противопоставление добра и зла,
нравственности и безрассудства лежит в
основе романа Толстого. В центре
повествования находятся судьбы любимых
героев писателя - Пьера Безухова и Андрея
Болконского, Наташи Ростовой и Марьи
Волконской. Всех их объединяет чувство
добра и красоты, они ищут свой путь в мире,
стремятся к счастью и любви.


Но, конечно,
у женщин есть свое особое предназначение,
данное самой природой, она прежде всего
мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир
семьи - это основа человеческого общества, и
хозяйка в нем - женщина. Образы женщин в
романе раскрываются и оцениваются автором
с помощью его любимого приема -противопоставления
внутреннего и внешнего образа человека.


Мы видим
некрасивость княжны Марьи, но "прекрасные,
лучистые глаза" освещают это лицо
удивительным светом. Полюбив


Николая
Ростова, княжна в минуту встречи с ним
преображается так, что мадемуазель Бурьен
почти не узнает ее: в голосе появляются "грудные,
женские ноты", в движениях - грация и
достоинство. "В первый раз вся та чистая
духовная работа, которою она жила до сих пор,
выступила наружу" и сделала лицо героини
прекрасным.


Никакой
особой привлекательности во внешнем облике
мы не замечаем и у Наташи Ростовой. Вечно
изменчивая, в движении, отзывающаяся бурно
на все происходящее вокруг Наташа может "распустить
свой большой рот, сделавшись совершенно
дурною", "зареветь, как ребенок", "только
от того, что Соня шакала", она может
постареть и неузнаваемо измениться от горя
после смерти Андрея. Именно такая жизненная
изменчивость в Наташе и симпатична
Толстому потому, что ее облик - отражение
богатейшего
мира
ее чувств.


В отличие
от любимых героинь Толстого - Наташи
Ростовой и княжны Марьи, Элен - это
воплощение внешней красоты и одновременно
странной неподвижности, окаменелости.
Толстой постоянно упоминает ее "однообразную",
"неизменяющуюся" улыбку и "античную
красоту тела". Она напоминает прекрасную,
но бездушную статую. Недаром автор совсем
не упоминает о ее глазах, которые, напротив,
у положительных героинь всегда привлекают
наше внимание. Элен хороша внешне, но она
является олицетворением безнравственности
и порочности. Для красавицы Элен брак - это
путь к обогащению. Она изменяет мужу
постоянно, животное начало преобладает в ее
натуре. Пьера - ее мужа - поражает ее
внутренняя грубость. Элен бездетна. "Я не
такая дура, чтобы иметь детей", -
произносит она кощунственные слова. Не
будучи разведенной, она решает проблему, за
кого ей выйти замуж, не в состоянии выбрать
одного из двух ее поклонников. Загадочная
смерть Элен связана с тем, что она
запуталась в собственных интригах. Такова
эта героиня, ее отношение к таинству брака,
к обязанностям женщины. А ведь для Толстого,
то самое важное в оценке героинь

романа.


Княжна
Марья и Наташа становятся прекрасными
женами. Не все доступно Наташе в
интеллектуальной жизни Пьера, но душой она
понимает его поступки, помогает мужу во
всем. Княжна Марья пленяет Николая духовным
богатством, которое не дано его несложной
натуре. Под влиянеием жены смягчается его
необузданный нрав, впервые он осознает свою
грубость по отношению к мужикам. Марья не
понимает хозяйственных забот Николая, даже
ревнует к ним мужа. Но гармония семейной
жизни и заключается в том, что муж и жена как
бы дополняют и обогащают друг друга,
составляют одно целое. Временное
непонимание, легкие конфликты разрешаются
здесь примирением.


Марья и
Наташа - прекрасные матери, но Наташа больше
хлопочет о здоровье детей (Толстой
показывает, как она занимается младшим
сыном), Марья же удивительно проникает в
характер ребенка, заботится о духовном и
нравственном воспитании. Мы видим, что
героини схожи в главных, самых ценных для
автора
качествах,
- им дана способность тонко чувствовать
настроение близких людей, разделить чужое
горе, они самоотверженно любят свою семью.
Очень важное качество Наташи и Марьи *
естественность, безыскуственностъ. Они не
способны играть роль, не зависят от
постороннего взгляда, могут нарушить
этикет. На своем первом балу Наташа
выделяется именно непосредственностью,
искренностью в проявлении чувств. Княжна
Марья в решающий момент ее отношений с
Николаем Ростовым забывает, что хотела
держаться отчужденно-вежливо. Она сидит,
горько задумавшись, потом плачет, и Николай,
сочувствуя ей, выходит за рамки светского
разговора. Как всегда у Толстого,
окончательно все решает взгляд, выражающий
чувства свободнее, чем слова: "и далекое,
невозможное вдруг стало близким, возможным
и неизбежным".


В своем
романе "Война и мир" писатель передает
нам свою любовь к жизни, которая предстает
во всей прелести и полноте. И, рассматривая
женские образы романа, мы еще раз
убеждаемся в этом.