Вбирая в себя поэтические достижения современной ему литературы, Пушкин еще во времена учебы в Царскосельском лицее стремится идти своим путем. Несмотря на то, что в ранней лирике Пушкина поэзия предстает, как игра, представляющая собой праздные упражнения ума и души, поэт уже не хочет в своем творчестве идти следом за Державиным, ему чужды мистические увлечения Жуковского и сентиментализм Карамзина. Пушкин с юного возраста требует от поэзии истины в выражении чувств. В ряде стихотворений («Казак», «Желание», «Сон», «Послание к Юдину») заметны реалистические детали, в которых виден будущий Пушкин – поэт действительности.
В то время, когда гений Пушкина достиг наибольшей славы, многие современники продолжали смотреть на него как на романтического поэта, ожидая произведений в духе «Кавказского пленника». Простота пушкинского стиля, изображение обыденной, «низкой» действительности казались критикам кризисом таланта поэта. Они не понимали, что именно Пушкин создавал новую национальную русскую литературу, выводил ее на дорогу реализма. Так, в момент наивысшего раздражения несправедливостью, мелочностью взглядов и придирчивостью большинства своих критиков, не понимавших истинных задач литературы, Пушкин со всей ясностью поэтической мысли оттачивает в своем творчестве тему предназначения поэта и поэзии. Поэт, не в силах следовать отсталым эстетическим воззрениям своего времени, не пожелал также идти навстречу требованиям света, видевшего в литературе средство для нравоучений в духе верноподданнической морали.
В стихотворениях «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, черни, понимая под этими словами светскую чернь, людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Призыв к поэту «идти дорогою свободной» вовсе не означал, что Пушкин выступал проповедником «искусства для искусства». Дело было в другом: поэт презирал авторов, пишущих бесцельно. Провозглашение А.С.Пушкиным идеи свободы поэта и его искусства было вызвано не тем, что поэт действительно лишал поэзию общественной роли, отрывал искусство от общественной жизни, а тем, что он хотел сохранить независимость своего таланта от посягательств со стороны правящих кругов и общественного мнения. Вся деятельность великого поэта, его взгляды на задачи поэзии говорят о защите Пушкиным идеи служения искусству, поэзии, жизни, обществу. Поэт призван, подобно пророку, «глаголом жечь сердца людей». Еще в оде «Вольность» Пушкин сформулировал одну из основных задач поэта:
Хочу воспеть Свободу миру,
… На тронах поразить порок.
Реалистическая нота звучит впоследствии в стихотворении «Эхо». В нем поэт развивает мысль о том, что подобно эху, поэт в своем творчестве должен отражать все происходящее в реальности, особенно на родине.

Безусловно, наиболее ярким лирическим произведением, отражающем тему предназначения поэзии, является стихотворение «Пророк». Перед нами поэт, томимый жаждой, который неожиданно превращается в пророка. Волшебные метаморфозы, происходящие с поэтом, превращают его в носителя великой поэтической идеи. Приобретенный вновь жар сердца заставляет его проповедовать истины, известные только ему. Оживляя героя, бог дает ему указание:

И, обходя моря и земли,
… Глаголом жги сердца людей.

Таким образом, Пушкин говорит читателю о богоизбранности поэта, его особом даре видеть и замечать явления жизни намного более чутко, чем окружающие, осмысляя происходящее вокруг глубже и мудрее. При этом перед пророком стоит задача – нести правду в народ, воплотив ее в поэзию.

Неоднократно задумывается поэт над вопросом: а нужны ли народу эти истины? Неожиданно к поэту приходит понимание того, что семена провидения падают на бесплодную почву. Так поэт оказывается один на один с враждебной толпой, не понимающей его поэтического творчества. Получается, что народу не нужна свобода («Свободы сеятель пустынный»), ведь у него в крови только одно наследие:

Ярмо с гремушками да бич.

Та же мысль звучит и в стихотворении «Поэт и толпа». По мысли Пушкина, непризнанный «толпой холодной» поэт не должен дорожить народной любовью, напротив, творчество его еще более возводится в статус избранности:

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
… Иди, куда влечет тебя свободный ум.

Свободный ум А.С.Пушкина всегда стремился к свободе самовыражения. Требуя от творца художественного совершенства, Пушкин, будучи сам в высшей степени взыскательным художником, считал, что истинную жизнь произведению дает мысль, идея. Пушкин высокой целью своей поэзии считал выражение передовых идей своей эпохи, осознавая себя как поэта истинным эхом русского народа.