ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА

Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье. Поэт верит, что Россия выдержит любые испытания, у нее есть верные, любящие сыны, готовые отдать во имя общественного блага свои жизни. И пока страна не оскудеет самоотверженными душами, остается надежда на ее процветание. В ссылку к друзьям-декабристам поэт писал: Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба земли повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран. А. С. Пушкин Поэзия Александра Сергеевича Пушкина — неиссякаемый ис-очник познания и наслаждения. Несмотря на внешнюю легкость и доступность, стихи поэта глубоки по смыслу, актуальны в наше бурное и стремительное время, потому что поднимают вечные вопросы, волнующие человечество на протяжении всего его существования: в чем смысл бытия человека, что такое счастье, что ценнее самой жизни, какое место в ней занимают любовь и дружба? На любой вопрос можно найти ответ в лирике великого творца. Поэт — всегда философ. Пушкин не является исключением. Его философские стихи облечены в такую прекрасную форму, что невольно забываешь о глубочайшем смысле, вложенном автором; приходится преодолевать себя, заставляя задуматься над содержанием произведения. Таково и романтическое стихотворение «К морю». Уезжая в Михайловское, поэт прощается со «свободной стихией», она сродни художнику-творцу, такая же неукротимая и бесконечная. Глядя на море, поэт вспоминает некогда бушевавшего Наполеона, теперь почившего вдали, мысленно воображает Пушкин и Байрона — певца свободы и печали. Автор размышляет о быстро текущем времени, неотвратимости разлуки с близкими, друзьями, полюбившимися местами. Но человек наделен памятью, в которой он будет хранить лучшие и дорогие воспоминания. Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы Я долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы. Н блеск, и тень, и говор волн. Как обычно, А. С. Пушкин, начиная от конкретных впе-атлений, переходит к глубоким внутренним переживаниям, Упоминаниям и философским рассуждениям о природе и че-овеке, его месте в этом непростом и величественном мире. АУШкин соединяет землю и небо, прошлое и настоящее, и на этом фоне лирический герой поэта не выглядит мелочным, н значительным, а вполне достоин того окружения, в котор0 довелось родиться и жить. Таков в полной мере поэт и в CTJ! хотворении «Пророк». И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Он и страдалец, он и провидец, собственные муки дают GMV возможность знать больше других, а следовательно, и нести груз ответственности за окружающих. Внешнее «перерождение» происходящее с поэтом, подразумевает огромную внутреннюю ра-боту, перевоплощение певца в пророка, несущего людям истину. Это стихотворение отражает глубинное состояние автора, возмужавшего, много пережившего и передумавшего после восстания декабристов, их высылки в Сибирь. Теперь он не просто талантливый поэт, воспевающий радость бытия, а философ, задумавшийся о своем высоком предназначении, великой миссии. Позже, в 1829 году, он напишет стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных», где предчувствие смерти почти физически ощутимо, но воспринимается автором с философской неотвратимостью. Почему же столь молодой поэт рассуждает о неминуемой смерти — дань моде, минутной грусти или это серьезные рассуждения о бренности жизни? Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм. Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час. Да, здесь есть картинность, самолюбование, что обязательно присутствует при рассуждениях о собственной кончине, но поэт переходит мелочные рамки, вырастает в истинного философа, рассуждающего о смене поколений, о вечности бытия, жизни и природы. Богом так определено, не нам менять хоД явлений. И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, д равнодушная природа Красою вечною сиять. Любому художнику нужен покой, чтобы творить, отражая сужающий и собственный миры в творчестве. А. С. Пушкину, ак никому другому, хотелось этого умиротворения, являвшего-величайшим благом, на котором «вырастали» прекрасные его ворения. (Пример тому две Болдинские осени 1830 и 1833 годов в жизни автора.) И в стихотворении «Пора, мой друг, пора» поэт с искренней грустью восклицает: На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальнюю трудов и чистых нег. О деревне, сельском покое Пушкин мечтал тщетно, убиваемый городской суетой, сутолокой бездарно проводимого времени. Даже трудное и опасное путешествие по зимней дороге поэт принимает за благо, как возможность наедине с собой помечтать, поразмышлять о России, ее путях, трудной и прекрасной судьбе. В стихотворении «Бесы» автор верен своей манере — от конкретного эпизода переходит к общим рассуждениям. Мне видится большой смысл, вложенный в этот поэтический рассказ о путешествии в зимнюю ночь. Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне... Самобытный, талантливый художник, А. С. Пушкин многое сказал в своей лирике, надо только захотеть понять глубинный смысл, заложенный в этих прекрасных по форме и содержанию Роизведениях. Начиная читать Пушкина в раннем детстве, ког- еЩе не задумываешься ни о каком внутреннем значении про- ВеДений, а лишь наслаждаешься звуками, постепенно привы- еШь к такому легковесному чтению. И однажды задумавшись Открыв глубочайший смысл, вложенный поэтом в свои творе- я начинаешь по-новому относиться к хорошо знакомому, в М вероятно, главное величие А. С. Пушкина. Припомните, о други, с той поры, Когда наш круг судьбы соединили, Чему, чему свидетели мы были! Игралища таинственной игры, Металися, смущенные народы; И высились и падали цари; И кровь людей то славы, то свободы, То гордости багрила алтари. В судьбоносное, сложное и интересное время жил поэт и су мел все это отразить в своем творчестве.