"Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"


Роман "Война и мир" был задуман как роман о декабристе,
возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой
работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не
рассказав о самом восстании и глубже - о войне 1812 года, нельзя
написать этот роман.
Так замысел романа постепенно трансформировался, и Толстой создал
грандиозную эпопею. Это рассказ о подвиге народа, о победе его духа в
войне 1812 года.
Позже, говоря о романе
, Толстой писал, что главная мысль романа -
"мысль народная". Она заключается не только и не столько в
изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый
положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с
судьбой нации.
Здесь есть смысл вспомнить историческую концепцию писателя. На
страницах романа и особенно во второй части эпилога Толстой говорит
о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных
личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто до сих пор не
задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли
Толстого -это так называемое "роевое начало", дух и воля не одного
человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа,
настолько вероятны те или иные исторические события. Так победу в
Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две воли:
воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была
справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух
и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому
победа России над Францией была предопределена.
Война 1812 года стала рубежом, испытанием всех положительных
героев в романе: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный
подъем перед Бородинским
сражением,
веру в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого
направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков - он даже
разрабатывает план убийства Наполеона; для Наташи, отдавшей
подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было
стыдно
и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных
действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для
Денисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив
все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли
к победе.
Эта воля к победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в
сцене сдачи Смоленска (вспомним купца Ферапонтова, который,
поддавшись какой-то неведомой, внутренней силе, велит все свое добро
раздать солдатам, а что нельзя вынести
- поджечь); в сцене подготовки
к Бородинскому сражению (солдаты надели белые рубахи, как бы
готовясь к последней схватке), в сцене боя партизан с французами.
Вообще, тема партизанской войны занимает особое место в романе.
Толстой подчеркивает, что война 1812 года действительно была
народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками.
Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса
Давыдова, создают свои отряды и герои романа - Василий Денисов и
Долохов. Жестокую, не на жизнь,
а на смерть войну Толстой называет
"дубина народной войны"; "Дубина народной войны поднялась со всей
своей грозной и величественной силой, и, не спрашивая ничьих вкусов
и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая
ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока
не погибло все нашествие".