Роман–эпопея «Война и мир» - вершинное произведение Л.Н. Толстого, великого русского прозаика. Оно потрясает читателя реалистичностью, мастерским раскрытием образов главных героев, их характеров, точностью описания исторических событий. Все это достигнуто благодаря нескольким эпизодам, являющимися ключевыми в романе.

Отрывок, в котором повествуется о событиях на батарее Тушина во время Шенугабенского сражения, является одним из них. Эта глава отличается глубиной переживаний героев и поставленных автором проблем. Центральное место в эпизоде занимает описание боя, настроения и действий солдат и офицеров.

Писатель, на протяжении всего романа выражает мысль о том, что ничто так не влияет на результат сражения, как настроения солдат – непосредственных участников боя. Если их охватывает страх и они не верят в победу, то поражение неминуемо. Таково мнение Толстого. Убедиться в данной теории помогает читателю этот эпизод. В начале отрывка мы видим солдат, спасающихся бегством, и понимаем, что сражение будет проиграно.

Великолепно раскрыто настроение солдат, которых поглотил ужас. Они бегут с поля боя, не замечая своего командира, чей голос им еще недавно казался грозным. Теперь же он не производил никакого действия, и офицер уже не мог вернуть войско обратно. Нельзя не отметить и поведение полкового командира в этом сражении. Когда он узнал, что его полк был застигнут врасплох, он был поражен мыслью, что после его смогут обвинить в поражении. С этим офицер никак не мог смириться, ведь он верой и правдой более двадцати лет служил на благо Родины. Генерал совершает выдающийся поступок: под градом пуль скачет к полку, чтобы исправить допущенные ошибки. Руководит им не желание победить и даже не жажда славы, которая была у всех офицеров, а страх за себя и за свою карьеру. И я думаю, что именно поэтому у него не получается убедить солдат вернуться и отражать атаки французов.

Но не все были такими. Это подтверждает рота Тимохина, удержавшаяся в лесу, которая с «безумною и пьяную решительностью» бросились на врага. Этот отряд автор противопоставляет отступающему полку и показывает, что многое в битве зависит от настроения солдат, ведь рота смогла сделать то, что не удалось целому полку.

Толстой уделяет внимание и некоторым отдельным личностям. Так, в этом эпизоде мы видим Долохова, участвующего в бою. Если в личной жизни он некто иной, как бретер и повеса, ведущий праздный образ жизни, то в сражении Долохов показывает себя храбрым солдатом, полным отваги и мужества. Но автор указывает и на слабые стороны персонажа, одной из которых является карьеризм. Долохов сражается не ради победы и защиты родины, а ради славы. Его цель – продвинутся по службе, поэтому, захватив трофеи, он спешит показать их начальству и просит об этом запомнить.

Совсем другим предстает перед нами отряд Тушина. Солдаты на батарее не думают о почестях, они лишь выполняют свой долг, не замечая всеобщего отступления. И настоящий героизм во время сражения виден именно здесь. Артиллеристы не видят даже того, что у батареи нет прикрытия и их могут захватить в любой момент. Солдаты обходятся без командования, потому что знают, что и как им делать, а Тушин сам всегда находится у пушек и участвует в бою наравне с остальными.

Если сравнить полк, бежавший с поля боя, и батарею, то мы увидим, что Тушина и других бойцов не брал страх, они сражались отчаянно, сумели поджечь Шенугабен и отбить нападающих на батарею французов. Через это писатель раскрывает образы солдат, показывая не столько их портреты, сколько качество и недюжинные способности, а именно отвагу, доблесть, решительность и умение выстоять в трудной ситуации. Это и помогло им оказывать сопротивление французскому войску.

Но Толстой не обходит стороной и душевные качества героев, подробно описывая их на примере Тушина. Автор указывает, что командир батареи делает все то, что должен был делать лучший офицер, но в то же время «он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека». Тушин видел все не так, как происходило на самом деле, перед его глазами стоял «фантастический мир», которым он наслаждался. Все в его воображении было по другому: неприятельские пушки он представлял себе трубками, из которых кто-то выпускал дым. Сам себя он видел сильным, высоким мужчиной, кидавшим французам ядра. Вообще говоря, Тушин во всем старался увидеть что-то хорошее, не поддавался страху, который должно было вызвать все происходящее вокруг.

Раскрывая натуру командира батареи, мы отмечаем в нем глубину мысли, потрясающую выдержку и мужество. Поэтому Толстой сравнивает Тушина с другим героем эпизода – штаб-офицером, которого я бы назвал трусом, он передает указание об отступлении и ничего не делает для того, чтобы помочь переместить батарею в безопасное место. Когда же над ним пролетает два ядра, он повторяет приказ и скачет прочь.