Принципы психологического анализа в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"


Философскому, историческому роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и
мир" присущи также и черты романа психологического.
Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев
Толстого в их похожести и разнообразии, статичности или
изменяемости.
Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к
внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к
нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые
- статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и
они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они
красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Они всегда
одинаковы. Для психологического анализа этих героев автор использует
повторяющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вызывая
раздражение: плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри
красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен.
В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы
внешне, но наделены внутренней красотой. Они способны к
самосовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им
свойствен самоанализ. Вспомним поведение героев романа во время
Шенграбенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьей
внешности подчеркнуто все негероическое, кто винит себя, а не других,
кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей,
преодолевающий свой страх - герои. Хвастливый и самоуверенный
Жерехов только кажется героем.
Способность к самосовершенствованию показана автором на примере
Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного,
непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния
системы ложных ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь
Андрей - в государственной службе.
Толстой первым в русской литературы изобразил мгновения изменения
душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствии
Чернышевский назвал "диалектикой души". Вспомним, к примеру, ту
сцену в романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную
сумму денег, возвращается домой в состоянии полного душевного
смятения и, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а
все остальное - преходяще. Для князя Андрея такими моментами
душевных перемен становятся Аустерлиц с его небом и болезнь сына с
пологом над детской кроваткой, когда князю Андрею открывается
новый взгляд на жизнь.
Важным для раскрытия психологии героев является для Толстого их
отношение к другим людям, способность отречься от себя, по-
каратаевски разлившись маленькой каплей в море человеческих
жизней, а также отношение людей к вечным человеческим ценностям:
любви, природе, искусству, семье. Герои нелюбимые показаны в отрыве
от всего этого - например, семья Курагиных, которую и семьей назвать
сложно. Ведь их объединение лишено, по выражению С. Бочарова, той
"родовой поэзии", которая свойственна семьям. Ростовых и
Болконских, где отношения строятся на любви и самоотдаче. Их
объединяет только животное родство, они даже не воспринимают себя
как близких людей (достаточно вспомнить нездоровый эротизм в
отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и
признание князя Василия в том, что он лишен "шишки родительской
любви" и дети - "обуза его существования"). Можно также вспомнить о
бездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядит
на портрет сына (любовь - явно не самое главное чувство, которое он
при этом испытывает).
Любимые герои Толстого - плоть от плоти природы. Все, что
происходит в природе, находит отклик в их душах. Героям открывается
их "собственное" небо, с которым связаны важные, порой эпохальные
перемены в их душах.
Важный принцип психологического анализа - изображение снов. Так,
сны Пьера, например, очень умственны, рассудочны. В них он видит
свои слабости, в них к нему проходят решения. В сне князя Андрея
раскрываются те противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь
с которыми делается невозможной. Сон Пети - сон светлый,
гармоничный, сон Николая Болконского - сон "болконский",
рассудочный, проблематичный.
Толстой показывает своих героев в их отношении к искусству, которое
выявляет у одних фальшь и бездуховность, у других -тонкость
душевного восприятия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в
доме Ростовых, об оперном спектакле, показанном сквозь призму
восприятия Наташи.
Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского знают
даже те, кто не читал "Войны и мира". Мне кажется, причина этого в
том, что автору романа удалось сделать своих героев необыкновенно
живыми, а характеры их - психологически достоверными,
многогранными.