Путь Пьера Безухова к счастью.

Чтобы жить честно,надо рваться,
путаться,биться,ошибаться,начи-
нать и бросать,и опять начинать
и опять бросать,и вечно бороть-
ся и лишаться.А спокойствие-ду-
шевная подлость.
Л.Н.Толстой

Жизнь великого писателя Л.Н.Толстого со- стояла из нравственных исканий.Всю жизнь он повторял одну и ту же молитву:"Госпо- ди! Научи меня жить!" Романы свидетель- ствуют о бесконечной душевной борьбе пи- сателя. Задумав писать роман о декабрис- те,вернувшемся из ссылки,он понял,что для раскрытия внутреннего мира героев ему надо вернуться на несколько лет на- зад и окунуться в общество 1812 года.Но работа с историческими книгами и архива- ми заставила его вернуться к 1805 году. Главной задачей Толстого было раскрытие внутренней жизни героев."Люди, как ре- ки...",-говорил он,подчёркивая этим сра- внением необъятность,сложность челове- ческой души,изменчивость и непрерывное развитие внутренней жизни.Духовная кра- сота любимых героев Льва Николаевича проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств, в неустанных по- исках смысла жизни,в мечтах о деятельно- сти для пользы народа. На Пьера,которого он задумал как декабриста,Толстой потра- тил лучшие краски души своей.Безухов ищет ответ на вопрос, поставленный перед ним эпохой 60-х годов:что делать? Чему посвятить жизнь? "Он так всеми силами души своей всегда искал одного:быть вполне хорошим",-эти слова Пьера,сказанные об Андрее Болкон- ском,относятся и к самому Пьеру.Впервые встречаясь с ним в салоне Шерер,мы чув- ствуем,что этот неуклюжий молодой чело- век,как инородное тело,не в своей среде, выглядит довольно нелепо.Он слишком ис- кренен и естественен,чтобы скрывать свои чувства за непроницаемой маской и сдер- живать эмоции.Он не защищён от ошибок и, как многие молодые люди того времени,во- схищаются Наполеоном. А защищая перед ярыми монархистами идеи французской ре- волюции,он заходит так далеко,что совсем уже не вписывается в это высокомерное, презрительно относящиеся ко всему общес- тво,и Анна Шерер вынуждена впихнуть Пье- ра в нужные рамки.В отличии от него Ан- дрей Болконский уже устал от всего и стремится на войну,надеясь найти там применение себе и совершить подвиг,до- быть славу себе,а,следовательно,и оте- честву.Со сдержанно презрительной улыб- кой прохаживается он между опостылившими ему людьми,лишь встретив Пьера,он стано- вится немного теплее и доброжелательнее. Чувствуя себя довольно неуютно в салоне Анны Шерер,Пьер тратит свои силы на раз- гул в компании Долохова и Курагина, где "золотая молодёжь"веселится,как ей угод- но,доходя до безрассудства.Описывая раз- влечения молодых людей,Толстой невольно сравнивает их с помещением,в котором они собираются.Сначала этот зал,освещённый богатыми люстрами,сверкает своей изыс- канностью,белизной и богатством. Столы, покрытые белыми,накрахмаленными скатер- тями,ломятся под тяжестью аккуратно, строго симметрично расставленной сереб- ряной посуды.С иголочки одетые молодые люди рассаживаются за столы. Но через полчаса комната в нечто,очень похожее на хлев.Молодые люди,отбросив все приличия, + пьют вино,закусывая его жирным мясом, спорят,ставят об заклад.Сам Долохов,пос- порив,что выпьет бутылку вина,стоя на карнизе,уже выиграл спор и принялся за новое развлечение.Но когда Пьер решил испытать себя,его остановили и успокои- ли.Этим писатель хотел подчеркнуть,что Пьера любили и уважали... Молодой человек мечется,ошибается,совер- шает одну из самых страшных ошибок- свя- зывает свою жизнь с Элен. Воспользовав- шись его детской беспомощностью в вопро- сах брака,его женили на холодной Элен.Но ищет счастья в супружеской жизни и не находит его. Поиски правды приводят его в масонскую ложу.Пьеру кажется,что в ма- сонстве он нашёл воплощение своих идеа- лов.Мысль о совершенствовании мира и са- мого себя охватывает его. Идеи братства, равенства и любви больше всего привлека- ют молодого человека в масонстве.Он хо- чет действовать,приносить пользу людям. Прежде всего он решает облегчить участь крепостных.Но ханжество и лицемерие про- никли и в среду масонства.Нет и личного счастья.В жизни его наступает полоса ра- зочарований в личном счастье,в обществе- нных идеалах.И вновь ошибки... Пытаясь найти своё место,он едет на Бо- родино и волею случая оказывается на са- мом главном и опасном редуте.Пьер рад любой работе:таскать ящики,помогать ра- неным.Выглядит он очень нелепо,но симпа- тии солдат всё же обращены к нему. Вид бойни приводит его в ужас:"Нет, теперь они оставят это,теперь они ужаснутся того,что они сделали!" Всем своим видом и душевным смятением выражает Пьер всю антигуманную сущность войны.Оставшись в Москве,он вновь сталкивается с ужасами войны.Тогда Пьер решает убить Наполеона, видя в этом своё предназначение.Но пони- мает вскоре,что Наполеон недоступен и убить его невозможно.Спасая девочку из огня пожара,Пьер попадает в плен,где пы- тается понять этих людей,которые привык- ли спать в пыли,отдавать последнее,не оставляя себе самого нужного.Духовные и физические страдания научили Пьера це- нить жизнь и маленькие её радости.Встре- ча с Платоном Каратаевым,который пред- ставляет собой обобщённый крестьянский образ,во многом меняет отношение Пьера к жизни.Платон изменяет сознание Пьера своей народной мудростью,даёт ему возмо- жность понять иное мироощущение,не осно- ванное на злой власти и жестокости. То, что говорит Каратаев,обобщено,как особый дух правды и красоты. Любовь Наташи походит на награду Пьеру за все лишения и душевные мучения. Ната- ша,словно ангел,входит в его жизнь, оза- ряя её тёплым,ласковым светом. Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жиз- ни.Но искания его ещё не кончились.Путь к правде слишком труден.Пьера не понима- ют, но он не отчаивается, а доказывает правоту своих прогрессивных идей. Между Платоном Каратаевым и Безуховым- стена,признанная Пьером. Но в семье час- то вспоминают этого доброго,милого чело- века.Пьер постоянно обращается мысленно к нему,спрашивая себя:"А как бы поступил он?" Николай Болконский любит Пьера, мы чувствуем,что он продолжит дело Пьера, о чём свидетельствуют его слова в конце романа:"Да,я сделаю то,чем бы даже он был доволен..."Он-это Андрей Болконский, дух которого вселился в душу мальчика, одобряя его и Пьера.