В русской литературе роман Л.Н.Толстого «Война и мир» стал произведением поистине революционным: в этом романе писатель впервые обратился к понятию, названному впоследствии Чернышевским «диалектикой души». Толстой одним из первых приступил к исследованию тайн человеческой души, и самым ценным качеством человеческой натуры он считал способность к нравственному развитию, внутреннюю красоту человека. Именно теме нравственного совершенствования посвящены многие страницы «Войны и мира» на примере многих героев произведения.

По мнению Толстого, красота человеческая заключена в его духовных качествах, поэтому самые высоконравственные герои Толстого не отличаются внешней красотой. Таковы Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская. В плане духовного богатства и внутренней красоты, идеалом для Толстого является Наташа Ростова, полная движений любящей души. Наташа Ростова - художественно одаренная натура, она талантлива, тонко чувствует природу и человека. В этой героине сильно народное начало. В ней сочетаются черты характера любой русской девушки. В трудных условиях она необычайно тверда духом: сколько энергии и решительности проявила она, когда ее семья уезжала из Москвы! Бесконечная доброта Наташи, ее сочувствие удивительным образом сочетаются в ее характере с такими качествами, как наивность, неопытность, неумение разглядеть подлинную душу ослепительно красивого Анатоля Курагина.

Или княжна Марья Болконская, также не внешне не примечательная, однако, потрясающая своей нравственной чистотой. Княжна Марья, в отличие от Наташи Ростовой, живет преимущественно умом. Выросшая в одиночестве, она много размышляет, анализирует свои чувства. Она настолько же робка и сдержанна, насколько Наташа экспрессивна в выражении своих эмоций. При этом Марья Болконская видит свое предназначение в самопожертвовании, она готова жертвовать собой ради других, при этом считает себя настолько дурной, что не представляет себе возможным найти свое счастье. В этом смирении, в этой безграничной скромности и кротости души княжны Марьи проявляется ее высокая нравственность, духовная красота, которая как в зеркале отражается в ее глазах.

Внутренней красотой обладает также брат княжны Марьи Андрей Болконский. Мы знакомимся с ним в тот момент, когда он собирается на войну. Пьеру он объясняет свое решение желанием вырваться из атмосферы надоевшей ему светской и семейной жизни. Но есть и другие, тайные причины, о которых князь Андрей не говорит никому: он мечтает о славе, подобной наполеоновской. Мечты о подвиге особенно волнуют Болконского под Аустерлицем. Видя наступающего противника, он говорит: «Вот она, наступила решительная минута! Вот он, мой Тулон!» Он бросается под пули, поднимает знамя, останавливает бегущих. Но вдруг князь Андрей падает, раненный в голову. И ничего больше не было над ним, кроме огромного небесного пространства. Только в этот критический момент жизни к Андрею Болконскому приходит понимание того, что все вся суета вокруг, эта война, - все бессмысленно, кроме «этого бесконечного неба». Так, по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он осознал суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что есть в жизни вещи куда более значительные, чем война и слава Наполеона. Пройдя множество мучительных испытаний, князь Андрей пришел к истинному пониманию нравственных идеалов жизни, в нем пробудилось желание жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою жизнь с их жизнью. В разговоре Андрея Болконского с Пьером Безуховым перед Бородинской битвой отчетливо ощущается единство помыслов Болконского и сражающегося народа.

По иным жизненным дорогам шел Пьер, иные испытания перенес, но и им, подобно князю Андрею, всегда руководило желание «быть вполне хорошим». Пьер Безухов пытается найти ответы на вечные вопросы: Что дурно? Что хорошо? Для чего жить? Кто я таков? В Пьере и радует и тревожит жадный интерес к миру, громадная энергия и почти детская непосредственность. Огромное значение для Пьера имело непосредственное соприкосновение с народом во время войны. Целой эпохой духовного развития на пути к истинной нравственности стал месяц, проведенный в плену. Духовные и физические страдания научили его ценить жизнь, ее малейшие радости. Этому научил Пьера «солдатик Аустерлицкого полка» Платон Каратаев. И именно Платон Каратаев становится в романе воплощением народного идеала нравственности.

Толстой в своем романе возлагает на Платона Каратаева особую нравственную задачу, доверяя своему герою светлую миссию нести душевный покой и ясность людям. Платон проникнут чувством всеобщего любовного единения людей. Толстой создает образ Каратаева как носителя многих характерных черт патриархального русского народа, чьими вековыми качествами являлись кротость, смирение, добросердечие и всепрощение. В Платоне живет дух правдоискателя, столь характерный для русского крестьянства, и вековечная любовь к труду. В душе его та же боль за Отчизну, что и у всех русских людей. Он не робок, но любовь его не обернется ненавистью к врагу, даже к врагу, способному расстрелять ослабевшего от болезни пленного солдата, как был расстрелян и сам Платон. Отдельная человеческая жизнь, и его собственная в том числе, лишена для него значения: «Она имела смысл только как частица целого, которую он постоянно чувствовал».

Таким образом, мы видим, что внутренняя красота человека у Толстого выражается в следовании христианским идеалам человеколюбия и великодушия. Каждый положительный герой в романе является носителем множества высоконравственных черт, создающих их особую, совершенно неповторимую внутреннюю красоту. Образы высоконравственных личностей у Л.Н.Толстого абсолютно гармоничны, потому что каждый из них проходит свою эволюцию, свой нелегкий путь к духовному совершенству, являя собой по-настоящему драгоценный пласт богатых духовно героев, так любимых великим писателем, с такой реальностью и силой художественной мысли представленных в романе «Война и мир».