«Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Я хотел написать историю народа.
Л. Н. Толстой

Трудно переоценить значение романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Он оказал особое влияние на развитие всех последующих поколений, перечитывающих роман множество раз, каждый раз понимая его по-своему. Мировая литература не знала ещё столь масштабного по широте охвата материала литературного произведения.
Сам Толстой называл основной магистральной темой романа «мыль народную». Традиционно считается, что «мысль народную» до него затрагивали такие произведения, как гоголевские «Мёртвые души», пушкинская «Капитанская дочка», «Преступление и наказание» Достоевского и другие. Причём Пушкин и Гоголь ставили интеллигенцию выше народа, а Достоевский и Некрасов наоборот возвышали народ над всеми. Толстой же ввёл понятие «роя». Этот «рой» ясно показан во сне Пьера о шаре, покрытом миллионами маленьких капель, олицетворяющих людей. Во второй части эпилога Толстой, рассуждая о том, что движет историю, приводит читателя к выводу, что ход истории управляется, как общим законом, так и волями отдельных личностей. Значит, жизнь подчиняется не только воле судьбы, но и действиям каких-либо людей, таких, как Наполеон, Александр, Кутузов, Багратион…
И всё-таки, читая роман, убеждаешься, что для автора именно народ, в широком понимании этого слова, является носителем основных духовных ценностей. На странницах романа мы встречаемся с целым рядом персонажей из народа. Например, «чувство мести, лежавшее в душе каждого человека» и всего народа, породило партизанскую войну. Простые люди сжигали свои собственные дома в городах и деревнях (купец Ферапонтов), простые мужики уходили в партизаны. Война 1812 года предстаёт перед читателями истинно народной. Партизаны уничтожили великую армию по частям. Плохо организованные отряды, состоящие из мужиков и помещиков, были объединены единой целью защиты родины. Автор упоминает о таких героях–партизанах, как старостиха Василиса, побившая сотню французов, как дьячок, пленивший за месяц несколько сот французов.
Но более подробно описан лишь один из мужиков-партизан – Тихон Щербатый. Это был «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова. В образ Тихона писатель показал дух народа мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. Его переполняет ненависть к непрошеным гостям, и он с топором в руках идёт на врага по велению сердца.
«Олицетворением духа простоты и правды» предстаёт перед нами в глазах Пьера пленный русский солдат Платон Каратаев. Платон – полная противоположность Тихону Щербатому. Он любит всех людей, в том числе французов. Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев стремится во всём видеть «торжественное благообразие». В Платоне живёт дух правдоискательства, столь характерный для русского крестьянства, и извечная любовь к труду. Толстой не говорит нам, какой из двух «русских мужиков» больше ему нравится, так как они оба олицетворяют русский национальный характер.
Проявление народного начала в главных персонажах романа можно найти в эпизоде охоты, где все герои ведут себя естественно просто, как народ. Жизнеспособность каждого из героев проверяется «мыслью народной». Она помогает Пьеру и Андрею обнаружить и проявить их лучшие качества.
Толстой создаёт единство духа из множества народных персонажей. Каждый из них влияет по-своему на ход исторических событий. Вместе же они являются, по мнению Толстого, той единой движущей силой бытия.