margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
ТОЛСТОЙ Лев
Николаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873),
почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической
трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-54), «Юность» (1855-57),
исследование «текучести» внутреннего мира, моральных основ личности стало
главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни,
нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и
социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных отношений, проходят
через все его творчество. В повести «Казаки» (1863) герой, молодой дворянин,
ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого
человека. Эпопея «Война и мир» (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев
русского общества в Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа,
объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном.
Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения
рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее «роевым» сознанием
показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе «Анна
Каренина» (1873-77) — о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной»
страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального
уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и
рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой
в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности
(«тайновидец плоти» — Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший
духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и
«опрощения» (породившей движение «толстовства»), Толстой приходит ко все более
непримиримой критике общественного устройства — современных бюрократических
институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви),
цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман
«Воскресение» (1889-99), повесть «Крейцерова соната» (1887-89), драмы «Живой
труп» (1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно
возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения
(повести «Смерть Ивана Ильича», 1884-86, «Отец Сергий», 1890-98, опубликованы в
1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения
морализаторского характера, в т. ч. «Исповедь» (1879-82), «В чем моя вера?»
(1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в
проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и
жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.



margin-bottom:0cm;margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:center;
text-indent:14.2pt">
* * *



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
ТОЛСТ?ОЙ
Лев Николаевич [28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской
губернии — 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой)
Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне], граф, русский писатель.



margin-bottom:3.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;line-height:14.0pt;
mso-line-height-rule:exactly">
«Радостный период детства»



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
Толстой был
четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна
Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов
семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери
(блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже
портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и
мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю
добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил
прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей
занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на
Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания
всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые
впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его
произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».



margin-bottom:3.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;line-height:14.0pt;
mso-line-height-rule:exactly">
Казанский университет



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
Когда
Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши
детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на
отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на
юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у
него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной
1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и
домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением
изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном),
«практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую
статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в
музыке и живописи».



margin-bottom:3.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;line-height:14.0pt;
mso-line-height-rule:exactly">
«Бурная жизнь юношеского периода»



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
После лета
в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных
для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика»,
1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы
держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период
часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался
музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в
конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма,
чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали
«самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много
лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой
с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни.
Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые
незавершенные художественные наброски.



margin-bottom:3.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;line-height:14.0pt;
mso-line-height-rule:exactly">
«Война и свобода»



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
В 1851
старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе
на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека,
выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала
добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная
простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского
круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал
для автобиографической повести «Казаки»(1852-63). Кавказские впечатления
отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней
повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию,
Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно
и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода». На
Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник»,
не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с
позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила
автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее
признание.



margin-bottom:3.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;line-height:14.0pt;
mso-line-height-rule:exactly">
Крымская кампания



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
В 1854
Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь
вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь,
где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость
(награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые
впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для
солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре
напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце»
прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных
критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики
души» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы,
позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего
Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» — «религии
Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».



margin-bottom:3.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;line-height:14.0pt;
mso-line-height-rule:exactly">
В кругу литераторов и за границей



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
В ноябре
1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А.
Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его
встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал
участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался
вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой
среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне
опротивели, и сам себе я опротивел». Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку,
уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 — за границу. Он побывал во Франции,
Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе
«Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем — в Ясную Поляну.



margin-bottom:3.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;line-height:14.0pt;
mso-line-height-rule:exactly">
Народная школа



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
В 1859
Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20
школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что
в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы.
Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся
с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал
популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя.
Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой
обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В
1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в
качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами
детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг.
«Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был
проведен обыск (искали тайную типографию).



margin-bottom:3.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;line-height:14.0pt;
mso-line-height-rule:exactly">
«Война и мир» (1863-69)



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
В сентябре
1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и
сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался
семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен
новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча
восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема,
семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и
переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и
Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское
поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании
рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще
так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском
вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество
откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким
психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в
историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых
Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том,
что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей
эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на
проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой
характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал
невозможным определить его жанровую природу («не подойдет ни под какую форму,
ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»).



margin-bottom:3.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;line-height:14.0pt;
mso-line-height-rule:exactly">
«Анна Каренина» (1873-77)



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
В 1870-е
гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и
развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о
жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух
сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и
домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому
писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку.
Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте
слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю
1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика
интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного
сословия» и глубокая правда мужицкой жизни — этот круг вопросов, близкий Левину
и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал
остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М.
Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике писателя». «Мысль
семейная» (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло,
беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как
образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг.,
но назревшего в ходе работы над романом.



margin-bottom:3.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;line-height:14.0pt;
mso-line-height-rule:exactly">
Перелом (1880-е гг.)



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
Ход
переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в
художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном
прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в
повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89,
опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912),
драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После
бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает
развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального
неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил
перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике
все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда,
брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в
«Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях «О
переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью
в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском
— в 1954), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900,
полностью опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу
молчать» (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление о
христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены
им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс
проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских
сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого
«Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и перевод
четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас»
(1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы
к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности
широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом
к созданию целого ряда художественных произведений — драмы «Власть тьмы, или
Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в
намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу
произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы
выпускались издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по инициативе
и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как
«выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было прочесть
эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались,
умилились и почувствовали бы себя добрее».



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
В рамках
нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против
христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что
привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала
реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально
отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.



margin-bottom:3.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;line-height:14.0pt;
mso-line-height-rule:exactly">
«Воскресение» (1889-99)



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
Последний
роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома.
Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь
нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование
построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих
неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального
мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев
общества). Характерные черты позднего Толстого — откровенная, выдвинутая на
первый план «тенденция» (в эти годы Толстой — сторонник нарочито
тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое
начало — проявились в романе со всей наглядностью.



margin-bottom:3.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;line-height:14.0pt;
mso-line-height-rule:exactly">
Уход и смерть



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
Годы перелома
круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной
средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения
частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего
жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых
записях.



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
Поздней
осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь
личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него
непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой
железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел
последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к
этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как
религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием
общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.



margin-bottom:3.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;line-height:14.0pt;
mso-line-height-rule:exactly">
Сочинения:



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
Полн. собр.
соч. М.; Л., 1928-58. Т. 1-90. (Юбилейное изд.).



margin-bottom:3.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;line-height:14.0pt;
mso-line-height-rule:exactly">
Литература:



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
Бирюков П.
И. Биография Льва Николаевича Толстого. М.; Пг., 1923. Т. 1-4.



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
Гусев Н. Н.
Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828-1890. М., 1958. .То
же 1891-1910. М., 1960.



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
Эйхенбаум
Б. М. Молодой Толстой. Пг.; Берлин, 1922.



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
Эйхенбаум
Б. М. О литературе. М., 1987.



margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-indent:14.2pt">
Бочаров С.
Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1963.



margin-bottom:0cm;margin-left:8.65pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:right;
text-indent:14.4pt">
О. Е. Майорова



margin-bottom:0cm;margin-left:8.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:center;
text-indent:14.2pt">