БАЗАРОВ И
АРКАДИЙ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ГЕРОЕВ


(по роману И.С.
Тургенева “Отцы и дети”)


В романе
Тургенева “Отцы и дети” изображена эпоха,
когда в России назревали значительные
перемены. Как раз в это время обострился
кризис крепостнической системы,
обострилась борьба между революционерами-демократами
и либералами. В это время формируется новый
тип человека — человека дела, а не фразы. В
центре борьбы стоит фигура революционера-демократа.
В образе Базарова писатель отразил черты
этого общественного и человеческого типа.
Базаров — мощная личность. Не разделяя
взглядов своего героя, автор создает
трагическую фигуру, душу которого
разрывают противоречия. Противоречие в
жизни героя разрешается закономерным
трагическим финалом — он погибает.


В романе
есть совсем иные персонажи, по видимости,
разделяющие взгляды Базарова, увлеченные
современными идеями. Однако Тургенев
показывает глубокое различие между “учителем”
и “учениками”.


В Марьине
Базаров — гость, который отличается своим
“демократическим” обликом от хозяев-помещиков.
С Аркадием он расходится в главном — в
представлении о жизни, хотя поначалу они
считаются друзьями. Но их взаимоотношения
нельзя назвать дружбой, потому что дружба
невозможна без взаимопонимания, к тому же
дружба не может быть основана на подчинении
одного другому. На протяжении всего романа
наблюдается именно подчинение слабой
натуры Аркадия более сильной натуре
Базарова. Но все-таки Аркадий постепенно
приобретал свое мнение и переставал все
повторять за Базаровым.


Разница
между героями видна в их поведении. В имении
Кирсанова Базаров занимается работой,
изучением природы. Главное его дело — это
естественные науки, изучение природы и
проверка теоретических открытий на
практике. Базаров идет в ногу со временем,
так как увлечение наукой является типичной
чертой культурной жизни России. Аркадий —
совершенная противоположность, он ничем не
занимается. Ни одно из серьезных дел его по-настоящему
не увлекает. Для него главное — уют и покой,
а для Базарова — не сидеть сложа руки,

трудиться,
двигаться.


Совершенно
разные суждения можно от них услышать по
отношению к искусству. Базаров отрицает
Пушкина, причем необоснованно. Аркадий
пытается доказать ему величие поэта. Арка-


дий всегда
аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него
аристократические манеры. Базаров же не
считает нужным соблюдать правила хорошего
тона, которые, как мне кажется, столь важны в
дворянском быту. Это сказывается во всех
его привычках, манерах, внешнем виде.


Самый
крупный спор у них произошел, когда
разговор зашел о роли природы в жизни
человека. Здесь уже видно сопротивление
Аркадия взглядам Базарова, постепенно “ученик”
выходит из-под власти своего “учителя”.
Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет
врагов. Аркадий уже не может быть
сподвижником Базарова. “Ученик” не может
жить без принципов. Этим он очень близок
своему либеральному отцу и Павлу Петровичу.
Зато Базаров перед ними предстает как
человек нового поколения, которое пришло на
смену “отцам”, не способным решить
основные проблемы эпохи. Аркадий — человек,
принадлежащий старому поколению, поколению
“отцов”.


В романе И.С.
Тургенева “Отцы и дети”
противопоставляется действие и
бездействие через людей, совсем разных по
характеру.


Базаров до
конца дней был верен своим убеждениям
несмотря на то, что потерял всех своих
друзей. Он не потерял веру в те идеи, к
которым стремился всю жизнь. Мне нравится в
Базарове его живость, энергичность,
подвижность. Ему надоело жить старой жизнью,
по старым законам. Он хотел лучшей жизни для
народа и для всей России.


А Аркадий
отошел от убеждений Базарова, как только
вернулся домой к своей обычной жизни. Для
него нигилистические убеждения были только
модой, стремлением подражать “новому
поколению”. Но такая жизнь не для него. В
конце концов он женился и зажил тихой
мирной жизнью, как когда-то его родители.


Мне кажется,
да и каждый согласится со мной в том, что
такие, как Базаров, нужны России и нынешней,
и будущей.