БАЗАРОВ И
ГЕРОИ ЧЕРНЫШЕВСКОГО


Романы “Отцы
и дети” Тургенева и “Что делать?”
Чернышевского были написаны почти в одно
время. “Отцы и дети” в 1861 году, а “Что
делать?” в 1862 году.


Эта эпоха
подъема разночинского движения, период
действия. 60-е годы
XIX века,
после поражения в Крымской войне и
николаевских репрессий, были для России
кризисными и, можно сказать, почти
революционными. Об этих годах В. И. Ленин
писал: “Оживление демократического

движения в
Европе... требование политических реформ
всей печатью и всем дворянством,
распространение по всей России “Колокола”,
могучая проповедь Чернышевского,
студенческие беспорядки — при таких
условиях самый осторожный и трезвый
политик должен был признать революционный
взрыв вполне возможным и крестьянское

восстание
— опасностью весьма серьезной”.


Эта эпоха
не могла не найти отражения в литературе
того времени, поэтому и появились такие
произведения, как “Отцы и дети” и “Что
делать?”. Образы главных героев были
продиктованы самой жизнью и воплощали в
себе мировоззрение разночинской
интеллигенции. В этих произведениях можно
найти много общего, но также и множество
различного, в связи с тем что И. С. Тургенев и
Н. Г. Чернышевский придерживались разных
политических взглядов. Тургенев был
либеральным дворянином, а Чернышевский —
революционером-демократом. Но, несмотря на
это, мы можем заметить, что многие
высказывания Базарова сходны с мыслями
героев Чернышевского. Базаров, как и
Рахметов, проповедует принцип полезности.
Базаров говорит: “Мы действуем в силу того,
что мы признаем полезным”, а Чернышевский
утверждал: “Только то, что полезно для
человека вообще, признается за истинное
добро”. Теперь попытаемся установить, что
объединяет Чернышевского и Тургенева.
Прежде всего, главные герои романов “Отцы и

дети” и “Что
делать?” — это “новые люди”, которые резко
отличаются от персонажей, ранее известных в
литературе. Люди, которые живут на средства,
заработанные своим трудом: “...из этой школы
труда и лишений Базаров вышел человеком
сильным и суровым”; Лопухов и Кирсанов “...привыкли
пробивать себе дорогу своей грудью, не имея
никакой поддержки”.


Базарова с
героями Чернышевского объединяет и то, что
все они знают жизнь, действительные
отношения людей. Так же как “новые люди”,
Базаров признает влияние общества на
судьбу человека: “Исправьте общество, и
болезни не будет”.


Базаров и
герои Чернышевского были людьми
просвещенными, образованными. 60-е годы в
России характеризовались подъемом
естественных наук, и не случайно то, что
главные герои обоих романов — врачи. Их
взгляды сходны со взглядами русских
естествоиспытателей Сеченова, Байки-на и др.
Политические взгляды Базарова в чем-то
схожи с политическими взглядами “новых
людей”. Они отрицают старые принципы
либеральных дворян, критикуют их
аристократизм и барство.


Но Базаров
стремится только “расчистить место” для
овой жизни. Он не ставит перед собой вопроса:
какова же
будет
эта новая жизнь и что нужно делать для ее
достижения? “Новые люди” же, напротив,
объединены общим стремлением сделать так,
чтобы народ был свободен и счастлив.
Базаров, как и “новые люди”, считал себя “частицей”
народа. Он с гордостью подчеркивал свою
связь с народом: “Мой дед землю пахал.
Спросите любого из ваших мужиков, в ком из
нас — в вас или во мне — он скорее признает
соотечественника. Вы и говорить-то с ним не
умеете”. Но Базаров не верил в силы народа.
В отличие от него, “новые люди” верят в
силы народа и считают, что его “надо только
разбудить, вдохновить, вооружить значением
великой цели”. И мы видим, что это не только
красивые слова. “Новые люди” делают все
возможное, чтобы просветить, духовно
обогатить, помочь найти работу, облегчить
жизнь народа. Базаров не верит в свою
нужность: “Я нужен России... Нет, видимо, не
нужен. Да и кто нужен?” “Новые люди”
никогда не высказали
бы
подобных пессимистических мыслей. Они
верили в свою нужность народу и в то, что их
идеи обязательно воплотятся в будущей
жизни. Также разлие и в том, что Базаров
нигилист и отрицает все: искусство,
вечность природы, любовь. А “новые люди” —
это люди высоких идеалов, стремлений, они не
только прагматики, но и романтики. И в
заключение можно сказать о главном, на мой
взгляд, отличии героев Чернышевского от
Базарова. Базаров был одинок в своих мыслях,
стремлениях, хотя ему многие и пытались
подражать, а “новые люди” были уже не “разочарованными
одиночками”. Они поддерживали друг друга,
были как бы небольшим коллективом
единомышленников. “Новые люди” сочетают
личную пользу с общественным интересом, и
это позволяет создать в их среде чистую,
светлую нравственную атмосферу, в которой
свободнее дышать и легче жить”.