ГЕРОИНИ
РОМАНА И.С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”


Роман И.С.
Тургенева “Отцы и дети” изобилует
описаниями природы, самых разных
характеров и социальных типов. Невозможно
представить себе какое-либо художественное
произведение без окружающей его героев
атмосферы, ведь именно она служит той
основной подоплекой, холстом для всех
стежков, всех мазков, с помощью которых
мастер создает затем свое живописное
полотно. Рисует. Иными словами, творит. И
здесь важна любовь к этой природе.


Очень
интересна в романе история любви Павла
Петровича Кирсанова к княгине Р. На первый
взгляд, это обычная история жизни,
помещенная в роман, чтобы удовлетворить
любопытство пытливого читателя и отчасти
объяснить нынешнее состояние Павла
Петровича. Но стоит немного приглядеться, и
становится ясно, насколько этот эпизод
символичен, а потому значителен.


Мы вдруг
замечаем, насколько ярко предстает перед
нами княгиня, несмотря на небольшой
текстовой объем, посвященный описанию ее
истории. По живости изображения, по
авторскому отношению ее можно сравнить
лишь с историей Анны Сергеевны Одинцовой.
Но, проведя одну параллель, мы обнаруживаем,
насколько эти образы вообще схожи между
собой. У них, по сути, один и тот же стиль
жизни. Даже семейное положение у них похоже
— тихий и спокойный брак с нелюбимым
человеком у княгини и точно такая же тихая
жизнь сначала с мужем, а потом во вдовстве у
Одинцовой. Но главное — это общий ореол
таинственности. Даже определения для них
подобраны с оттенком таинственности.
Княгиня вела “странную жизнь”, у нее был
необыкновенный, “загадочный взгляд”. Про
Анну Сергеевну сказано, что она была “довольно
странное существо”. Но самая непонятная
параллель с историей княгини
обнаруживается у Фенечки. Сам Павел
Петрович сравнивает между собой этих двух
совершенно непохожих женщин. Правда,
сравнение это поверхностное, только
внешнее и роли в сюжете почти никакой не
играет. Зато лишний раз доказывает, что
Павел Петрович до сих пор любит княгиню.
Итак, мы делаем вывод, что история княгини
играет значительную роль в романе, являясь
своеобразным связующим звеном для более
яркого проявления характеров, для
обозначения сложностей, разного рода
изломов в судьбе человека. Этот эпизод как
бы призван подчеркнуть позицию автора —
любовь не бывает счастливой, если она
настоящая,
сильная.