ЕВГЕНИЙ
БАЗАРОВ И ПАВЕЛ КИРСАНОВ В РОМАНЕ И.С.
ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”



Иван
Сергеевич Тургенев — один из величайших
классиков русской литературы.


Один из его
романов, “Отцы и дети”, произвел огромное
впечатление на читателей, когда в 1862 году он
вышел в свет.


Прошло уже
более ста лет, но идея романа не устарела,
она до сих пор актуальна. Название
произведения наводит на мысль о том, что в
нем будет разрешаться извечный вопрос —
противоречие между поколениями, и он
поднимается автором, но на самом деле
писателя больше волнует другое. Отцы и дети
— это те, кто живет мыслями уходящего в
прошлое поколения, и представители новых
идей, направлений, мыслей, новые люди,
рожденные новым временем. В романе И.С.
Тургенев пытается понять, осмыслить цель
жизни, мировоззрение этого нового человека,
разночинца по происхождению, демократа по
политическим взглядам. Роман “Отцы и дети”
показывает борьбу мировоззрений двух
политических направлений: дворян-либералов
и революционеровдемократов. На
противопоставлении представителей этих
направлений — разночинца Базарова и
дворянина П.П. Кирсанова — построен сюжет
романа. Кроме этой основной проблемы
Тургенев поднимает ряд других вопросов,
связанных с нравственным, культурным,
социально-экономическим развитием России в
60
-е
годы
XIX века.


Тургенев
ставит вопросы, волнующие передовых людей
того времени: в чем расхождение между
революционерами-демократами и либералами,
как надо относится к народу, к труду, науке,
искусству, какие преобразования необходимы
в сельском хозяйстве, в экономике? Автор
показывает нам три спора Базарова и П.П.
Кирсанова, в которых поднимаются эти
вопросы.


Итак, тема
дворянства, его роль в жизни. По мнению
Кирсанова, аристократы — движущая сила
общественного развития. Их идеал — “английская
свобода”, путь к идеалу — либеральный.


По мнению
Базарова, аристократы не способны к
действию, от них нет никакой пользы. Базаров
отвергает либерализм, отрицает способность
дворянства вести Россию к будущему.


Следующий
вопрос касается нигилизма и роли
нигилистов в жизни. Павел Петрович осуждает
нигилистов за то, что те “никого не уважают”,
живут без принципов, считает их ненужными и
бессильными: “Вас всего четыре с половиной
человека”. На это Базаров отвечает: “От
копеечной свечи... Москва сгорела”. Под
отрицанием “всего” Базаров имеет в виду
религию, самодержавно-крепостнический
строй, общепринятую мораль. А что же
утверждают нигилисты? Прежде всего —
необходимость революционных действий.
Критерием же их является народная польза.


Каковы
взгляды обеих сторон на народ? Павел
Петрович прославляет крестьянскую общину,
семью, религиозность, патриархальность
русского мужика. Базаров говорит, что народ
не понимает собственных интересов, темен и
невежествен, но считает необходимым
отличать народные интересы от народных
предрассудков, утверждает, что народ по
духу революционен, поэтому нигилизм —
проявление именно народного духа.


Четвертый
вопрос затрагивает отношение спорящих к
искусству и природе. Павел Петрович
благословляет и прославляет искусство.
Автор солидарен в этом с П.П. Кирсановым.
Базаров же отрицает искусство, к природе
подходит сугубо материалистически. Он
говорит, что “природа не храм, а мастерская,
и человек в ней работник”.


Подведем
итоги. Споры велись не по частным вопросам.
Они касались настоящего и будущего России.
Во всех спорах последнее


слово
оставалось за Базаровым. Компромисс между
героями Тургенева невозможен,
подтверждением этому является их дуэль.


Итак, споры
Кирсанова с Базаровым имеют идейное
значение. Они раскрывают основную мысль,
идею романа, то, ради чего он писался. Они
придают особую остроту сюжету, служат
характеристикой каждого героя, показывают
превосходство нового, прогрессивного над
старым, отжившим, объясняют вечное движение
общества к прогрессу.