ЕВГЕНИЙ
БАЗАРОВ И ПАВЕЛ КИРСАНОВ В РОМАНЕ И.С.
ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”



В романе “Отцы
и дети” И.С. Тургенев затрагивает важную
для 60-х годов
XIX века
проблему “отцов и детей”. Но этот конфликт
не является характерным атрибутом лишь той
эпохи, он существовал, существует и будет
существовать во все времена развития
общества. Поэтому даже с течением времени
роман “Отцы и дети” не потерял своей
актуальности. Два поколения,
сопоставленные


И.С.
Тургеневым в его произведении, расходятся
не столько потому, что одни были “отцами”,
а другие — “детьми”, сколько потому, что “отцы”
и “дети” в силу обстоятельств стали
выразителями различных идей.


Главный
герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” —
Евгений Базаров. Базаров — сын скромного
уездного лекаря, “новый человек”, “нигилист”
и “бунтарь”. У него небрежные манеры,
говорит Базаров кратко и отрывисто, не
вынуждает себя к любезности, резок и
грубоват. Базаров говорит о себе, что он “не
мягкое существо”. Отца он просит “не
нежничать”, Аркадия — “не говорить
красиво”. Он отрицает не только поэзию, но и
музыку, искусство, любовь к природе.


В спорах с
Павлом Петровичем Кирсановым он выступает
отрицателем авторитетов, принципов и
всякого “романтизма”. Базаров — врач по
образованию. Естественные науки привлекают
Базарова именно потому, что они опираются
на опыт. Он считает, что “порядочный химик в
двадцать раз полезнее всякого поэта”, “природа
— не храм, а мастерская, и человек в ней
работник”. В то же время герой И.С.
Тургенева — человек острого ума, крепкая,
волевая, честная натура. Это человек,
совершенно не способный притворяться и
лицемерить. Его ненависть к безобразному
состоянию общества искренняя и глубокая.
Базаров — враг “болтовни” и “фразы”,
склонен к шутке и иронии, в нем настоящая
человеческая гордость
.
Когда пришла к нему сильная страсть, он
сумел одержать над ней нелегкую победу, и
насколько он здесь оказался выше и
человечнее той женщины, которая больше
всего на свете дорожила своим “спокойствием”.


Главный
идейный противник Базарова в лагере “отцов”
— Павел Петрович Кирсанов. Базаров называл
его “уездным аристократом”, потому что,
даже живя в деревне, Павел Петрович
сохранил всю строгую чопорность своих
аристократических привычек. Павел Петрович
— это человек-кукла, жизнь и дела которого
бессмысленны: он носит английский костюм и
лаковые полусапожки в деревне, заботится о
красоте ногтей. Прошлое Павла Петровича —
погоня за миражом, в то время как Базаров
приносит реальную пользу, занимается
конкретными проблемами, ему некогда
мечтать.


Кирсанов
возненавидел Базарова с первых же дней
приезда “лекаришки” в Марьино. Он
чувствовал в этом “нигилисте” сильного
противника, и в конце концов, не кто иной,
как этот “нигилист”, заставил его в беседе
с братом сделать признание: “Я начинаю
думать, что Базаров
был
прав, когда упрекал меня в

аристократизме...”
Все принципы Павла Петровича сводятся к
одному — защитить старый порядок. Базаров
же стремится этот порядок уничтожить. В
спорах с Базаровым Кирсанов отстаивает
свои взгляды на знание науки и искусства, на
самодержавно-крепостнический строй, на
народ.


После дуэли
представитель “отцов” Павел Петрович
Кирсанов вынужден был признать, что “господин
Базаров вел себя отлично”. Несомненна и его
затаенная под внешним равнодушием большая
любовь к своим “старикам”. Сцены болезни и
смерти довершают трагический образ
Базарова. На далеком сельском кладбище
нашло свое успокоение “страстное, грешное,
бунтующее сердце” Базарова.


После
свадеб Аркадия и Кати, Николая Петровича и
Фенечки Павел Петрович уехал за границу
доживать свой век. Он поселился в Дрездене и
пользовался там общим уважением как “совершенный
джентльмен”.


Тургенев
писал “Отцов и детей” с тайной надеждой,
что русское общество прислушается к его
предупреждениям, что “правые” и “левые”
одумаются и прекратят братоубийственные
споры, грозящие трагедией как им самим, так
и судьбе России.