2Конфликт двух мировоззрений в романе И. С. Тургенева <Отцы и дети>
События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине
девятнадцатого века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху
реформ. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет
разрешаться извечный вопрос - взаимоотношение поколений. В некоторой степени
это справедливо. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных
мировоззрений - либералов и революционеров-демократов, называемых
нигилистами. Тургенев пытается осмыслить мировоззрение этого нового
человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам.
На противопоставлении взглядов разночинца и дворянина построен сюжет
романа.Среди героев романа наиболее активными представителями непримиримых
мировоззрений являются Евгений Базаров и <аристократ до мозга костей> Павел
Кирсанов. Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в
которой он вращался всю свою молодость. Он следовал <принсипам> везде и во
всем, продолжая даже в деревне жить так, как он жил всю жизнь. Он сохранил
свои привычки неизменными, хотя, с практической точки зрения, это было
неудобно. А для нигилиста Базарова это было просто смешно.Павлу Петровичу
лет сорок пять, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме,
воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. Лицо Павла Петровича
правильное и чистое, но желчное. <Весь облик Павла Петровича, изящный и
породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от
земли, которое большей частью исчезает после двадцатых годов>. По внешности,
по убеждениям Павел Петрович аристократ. Правда, как пишет Писарев,
<убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки,
которыми он очень дорожит> и <по привычке доказывает в спорах необходимость
<принсипов>. В чем же заключаются эти <принсипы>? Во-первых, это взгляд на
государственное устройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех
же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за
установившиеся порядки, он монархист. Павел Петрович не переносил
инакомыслия и яростно защищал доктрины, которым <постоянно противоречили его
поступки>. Он любит порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними
<морщится и нюхает одеколон>. Кирсанов толкует о России, о <русской идее>,
но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом
говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа
руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.Но видя, что не может
победить нигилиста в споре, не может поколебать его нравственные устои,
вернее отсутствие их, прибегает к последнему средству решения конфликтов
подобного рода. Это дуэль. Евгений принимает вызов, хотя считает это
выходкой полоумного <аристократишки>. Они стреляются и Евгений ранит
Кирсанова. Решить их проблемы дуэль не помогла. С помощью сатирического
изображения автор подчеркнул нелепость поведения Павла Петровича, потому что
смешной бессмысленно полагать, чго можно силой заставить молодое поколение
думать так же, как поколение <отцов>. Они расстаются, но каждый из них так и
остался при своем мнении. Базарову удалось лишь нарушить душевное равновесие
Павла Петровича,Для молодых нигилизм - определенная политическая и
жизненна), позиция. Но одни воспринимают ее как модное поветрие (Ситников,
Кукшина, Аркадий). Отрицать все: авторитеты, науку, искусство, опыт
предыдущих поколений и ни к чему не прислушиваться. Но все они повзрослеют,
обзаведутся семьями и будут вспоминать о своих убеждениях, как об ошибках
юности. А сейчас они только опошляют идеи, которые <проповедует> Базаров.Но
в романе есть настоящий нигилист, который отдает отчет своим мыслям, своим
убеждениям. Это Базаров. Он интересуется естественными науками и собирается
продолжить дело отца, уездного лекаря. По убеждени- ям он нигилист и
насмехается над <принсипами> Павла Петровича, считая их ненужными и просто
смешными. Базаров находит, что лучшее-отрицать, и он отрицает На восклицание
Павла Петровича: <Но надобно же и строить!>, он отвечает: <Это уже не наше
дело>. Евгений язвительно относится к романтикам, но, оставшись один,
осознает романтика в себе. Жизнь жестоко подшутила над Базаровым. Не верящий
в любовь, он полюбил, а его любовь отвергли.Рассматривая альбом Саксонской
Швейцарии, Базаров говорит Одинцовой: <Вы не предполагаете во мне
художественного смысла - да во мне действительно его нет, но эти виды могли
меня