ОБРАЗ
БАЗАРОВА В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И
ДЕТИ”



Всякий
человек сам себя воспитать должен.



И.С.
Тургенев “Отцы и дети”



Борьба двух
лагерей — революционно-демократического и
либерально-крепостнического, борьба “отцов
и детей” — такова тема романа Тургенева.
Тургенев, всегда чутко прислушивающийся к
новым явлениям в общественной жизни,
отразил в романе “Отцы и дети” типичный
конфликт эпохи и обозначил ряд актуальных
проблем, в частности, проблему характера и
роли “нового человека” в период
революционной ситуации 60-х годов.


В романе
писатель показал борьбу “отцов” и “детей”
на фоне общественной и социальной жизни
России. Тургенев описал русскую деревню
накануне 1861 года с ее нищетой,
бескультурьем, невежеством. На фоне нищей,
рабской и мятежной России, на фоне
либерального дворянства вырисовывается
могучая фигура Базарова.


Образ
Базарова занимает центральное место в
романе. Все остальные персонажи романа
группируются вокруг него, раскрываются во
взаимоотношениях с ним, подчеркивают его
превосходство, ум, душевную силу,
свидетельствуют о его одиночестве в среде
уездных аристократов.


Тургенев
сразу же показывает, что Базаров — демократ,
разночинец, человек труда, чужд
аристократическому этикету и условностям.
В столкновении с “барчуками проклятыми”
его облик раскрывается полностью. Базаров
противопоставлен Павлу Петровичу,
демократизм одного — аристократизму
другого. Последовательность, убежденность,
воля и целеустремленность Базарова
контрастируют с раздвоенностью Аркадия, с
его случайными убеждениями, мягкостью и
отсутствием осознанной цели.


Именно в
столкновениях с различными персонажами,
противопоставленными ему, раскрываются
замечательные черты Базарова: в спорах с
Павлом Петровичем — зрелость ума, глубина
суждений и непримиримая ненависть к
барству и рабству; во взаимоотношениях с
Аркадием — способность привлекать на свою
сторону молодежь, быть учителем,
воспитателем, честность и непримиримость в
дружбе; в отношениях с Одинцовой — умение
глубоко и по-настоящему любить, цельность и
честность натуры, сила воли и чувство
собственного достоинства.


Главное
место в романе занимают сцены споров. Герои
Тургенева раскрывают свое мировоззрение в
прямых высказываниях, в столкновениях со
своими идейными противниками. Базаров —
натура независимая, не склоняющаяся ни
перед какими авторитетами, все
подвергающая суду мысли. Типичен и интерес
Базарова к естественным наукам, хотя ни
карьера ученого, ни карьера врача не
явились бы его уделом.


Наиболее
резко искаженное понимание Тургеневым
позиции революционных демократов
сказалось в изображении взаимоотношений
Базарова с народом. В первых главах романа
писатель подчеркивает кровную связь
Базарова с народом: Базаров гордо заявляет,
что дед его “землю пахал”, простые люди
чувствуют в нем своего человека. Всему
этому противоречат презрительные реплики
Базарова о народе, о его невежестве. Герой
романа рисуется как человек, не склонный
отдать свою жизнь на благо народа. Об этом
свидетельствует знаменитое суждение
Базарова о белой избе и лопухе. “Да вот,
например, — говорит он своему товарищу
Кирсанову, — ты сегодня сказал, проходя
мимо избы нашего старосты Филиппа, — она
такая славная, белая, — вот сказал ты,
Россия тогда достигнет совершенства, когда
у последнего мужика будет такое же
помещение, и всякий из
нас
должен этому способствовать... А я и
возненавидел этого последнего мужика,
Филиппа или Сидора, для которого я должен из
кожи лезть и который мне даже спасибо не
скажет... да и на что мне его спасибо? Ну,
будет он жить в белой избе, а из меня лопух
расти будет; ну, а дальше?”


Писарев
отмечал, что “у мужиков лежит сердце к
Базарову, потому что они видят в нем
простого и умного человека, но в то же время
этот человек для них чужой, потому что он не
знает их быта, их потребностей, их надежд и
опасений, их понятий, верований и
предрассудков”. Тургенев заставляет
своего героя возненавидеть мужика. В
предсмертных словах Базарова о том, что он
не нужен России, звучит разочарование в
общественной деятельности, неверие в
будущее народа, что, конечно, было чуждо
революционным демократам.


И все же,
несмотря на явную противоречивость и
сложность Базарова, в нем подкупает
покоряющая сила, цельность, недюжинность
натуры. Писарев подчеркивал, что “Тургенев
вдумался в тип Базарова и понял его так
верно, как не поймет ни один из наших
молодых реалистов”.


В
высказываниях об “отцах и детях” сам
писатель неоднократно говорил о своем
тяготении к Базарову. Так, в письме к
Случевскому Тургенев писал: “Базаров все-таки
подавляет все остальные лица романа. Мне
мечталась фигура сумрачная, дикая, большая,
до половины выросшая из почвы, сильная,
злобная, честная — и все-таки обреченная на
гибель, потому что она все-таки стоит в
преддверии будущего...”