ЛИРИКА Ф.И.
ТЮТЧЕВА В МОЕМ ВОСПРИЯТИИ



Без него
нельзя жить. Л.И. Толстой



С детских
лет с нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Я
еще не умела читать, но уже знала наизусть:


Люблю грозу
в начале мая,


Когда
весенний, первый гром,


Как бы
резвяся и играя,


Грохочет в
небе голубом.


В России
все — от мала до велика — знают это
стихотворение. Строки стихотворения “Весенняя
гроза”, его образы и его звучание слились
для меня с образом и звучанием весенней
грозы, стали ее выражением. Оно давно стало
наиболее емким и поэтически точным
выражением грозы над полем, лесом, садом,
над зелеными просторами зачинающейся весны
в России.


Стихотворение
“Весенняя гроза” по праву называют
классическим. Оно выдержало труднейшее
испытание временем и осталось живым
произведением русской поэзии.


Несколько
слов я хочу сказать о самом поэте. Федор
Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в
селе Овстуг Орловской губернии, в семье
брянского помещика И.Н. Тютчева.
Первоначальное образование он получил дома,
под руководством поэта Раи-ча, пробудившего
в своем питомце любовь к литературе.
Пятнадцатилетним мальчиком за
стихотворное подражание поэту Горацию
Тютчев был избран сотрудником Общества
любителей российской словесности. По
окончании Московского университета Тютчев
поступил на службу в Коллегию иностранных
дел и в 1822 году был послан за границу. Там, в
Германии и Италии, он прожил двадцать два
года. Многолетнее пребывание за рубежом
только внешне отдалило Тютчева от Родины.
На чужбине Тютчев вырос глубоко
своеобразным поэтом-лириком, изумительным
мастером русского слова.


Своеобразной
была судьба Тютчева — поэта. Долгое время в
читательских кругах его или попросту не
замечали, или же считали поэтом “для
немногих”. Когда-то И. С. Тургенев утверждал:
“О Тютчеве не спорят, — кто его не
чувствует, тем самым доказывает, что он не
чувствует поэзии”. Но поэты бывают разные,
и сама поэзия многолика. Любовь к тому или
иному поэту зависит прежде всего от причин
субъективных, индивидуальных, и навязать ее
нельзя. Некогда Фет назвал Тютчева “одним
из величайших лириков, существовавших на
земле”.


Тютчева
принято называть певцом природы. Автор “Весенней
грозы” и “Весенних вод” был тончайшим
мастером стихотворных пейзажей. Но в его
вдохновенных стихах, воспевающих картины и
явления природы, нет бездумного любования.



Когда я
читаю и перечитываю стихотворения Федора
Ивановича Тютчева, то размышляю о загадках
мироздания, о вековеч
ных
вопросах человеческого бытия. Идея
торжества природы и человека пронизывает
собою лирику Тютчева, определяя некоторые
основные особенности его поэтики. Для него
природа — такое же одушевленное, “разумное”
существо, что и человек: “В ней есть душа, в
ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней
есть язык...” Через обращение к природе
Тютчев нередко раскрывает сложный мир
человеческой души во всем богатстве его
переживаний.


К лучшим
созданиям Тютчева принадлежат и любовные
стихотворения, проникнутые глубочайшим
психологизмом, подлинной человечностью,
благородством и прямотой в раскрытии
сложнейших душевных переживаний:


Я встретил
вас — и все былое


В отжившем
сердце ожило;


Я вспомнил
время золотое —


И сердцу
стало так тепло...


Это одно из
самых моих любимых стихотворений. Читаешь
его и слышишь неповторимый голос
Козловского, поющего этот романс. Это одно
из самых задушевных стихотворений поэта. На
склоне лет Тютчев испытал самое большое в
своей жизни чувство — любовь к ЕЛ.
Денисьевой. Именно с этой “последней
любовью” связаны многие шедевры
тютчевской лирики:


О, как
убийственно мы любим,


Как в
буйной слепоте страстей


Мы то всего
вернее губим,


Что сердцу
нашему милей!


Давно ль,
гордясь своей победой,


Ты говорил:
она моя...


Год не
прошел — спроси и сведай,


Что уцелело
от нея?


Или другие
пронзительные строки:


Чему
молилась ты с любовью,


Что, как
святыню, берегла,


Судьба
людскому суесловью


На
поруганье предала.


Эти и
другие стихотворения (“Не говори: меня он,
как и прежде, любит...”, “...Весь день она
лежала в забытьи...”), взятые вместе,
образуют так называемый “денисьевский
цикл”, по своей проникновенности и
трагической силе в передаче сложной и
тонкой гаммы чувств не имеющий равного не
только в русской, но и в
мировой
любовной лирике. Эти лучшие образцы
любовной лирики Тютчева тем замечательны,
что в них личное, индивидуальное, пережитое
самим поэтом, поднято до значения
общечеловеческого. Тютчев писал о природе,
писал о любви. Это и давало, казалось бы,
основание относить его к жрецам “чистой
поэзии”. Но великий критик Н.А. Добролюбов
находил, что поэту доступны “и знойная
страстность, и суровая энергия, и глубокая
душа, возбуждаемая не одними стихийными
явлениями, но и вопросами нравственными,
интересами общественной жизни”. К числу
таких дум о современности принадлежит и
замечательное стихотворение “Русской
женщине”, рисующее беспросветную женскую
долю старой России:


Вдали от
солнца и природы,


Вдали от
света и искусства,


Вдали от
жизни и любви


Мелькнут
твои младые годы,


Живые
помертвеют чувства,


Мечты
развеются твои...


И жизнь
твоя пройдет незрима,


В краю
безлюдном, безымянном,


На
незамеченной земле, —


Как
исчезает облик дыма


На небе
тусклом и туманном,


В осенней
беспредельной мгле...


В другом
стихотворении — “Эти бедные селенья...”,
несмотря на славянофильскую идеализацию
терпения и смирения, якобы присущих
русскому народу, сказались свойственный
поэту гуманизм, и гражданский пафос, и
чувство Родины: “Эти бедные селенья, Эта
скудная природа — Край родной
долготерпенья, Край ты русского народа”.


Поэзия
Тютчева — это своеобразная лирическая
исповедь человека, посетившего “сей мир в
его минуты роковые”, в эпоху “старых
поколений”, вынужденных уступить дорогу “новому,
младому племени”. И в то же время он сам —
детище нового века — несет в своей душе “страшное
раздвоение”. Как ни горько ему плестись “с
изнемождением в кости, навстречу солнцу и
движенью”, он испытывает не тоскливое
томление о прошлом, а страшное влечение к
настоящему.


Не о былом
вздыхают розы


И соловей в
ночи поет;


Благоухающие
слезы


Не о былом
Аврора льет, —-


И страх
кончины неизбежной


Не свеет с
древа ни листа:


Их жизнь,
как океан безбрежный,


Вся в
настоящем разлита.


Эти строки
многое разъясняют в лирике Тютчева.
Стремление жить в “настоящем” было до
конца дней присуще поэту.


Читая стихи
Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь
неисчерпаемому богатству русского языка.
Взыскательное отношение к стихотворному
мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то,
что поэт “не писал, а лишь записывал свои
стихи”, он не раз возвращался к записанному,
отделывал, отчеканивал то, что как бы
невольно сорвалось с его пера, добиваясь
предельной ясности и точности образа.


В своем
знаменитом стихотворении
“Silentium!
(Молчание!)”
поэт признавался:


Как сердцу
высказать себя?


Другому как
понять тебя?


Поймет ли
он, чем ты живешь?


Мысль
изреченная есть ложь.


Однако
стихи Тютчева служат лучшим
доказательством не бессилия, а могущества
слова. Мысль никогда не оборачивалась в них
ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта
строй “таинственно-волшебных дум”, они,
вопреки его собственному сомнению, все
больше и больше находят путь к сердцу
другого.