Автор бессмертной коме¬дии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин на¬ходился в резкой оппозиции к самодержавному произволу рос¬сийской монархии, невежественным дворянам-крепостникам, «угнетающим рабством» отданных в их полную власть крепо¬стных крестьян. Это закономерно поставило его в ряды писа¬телей наиболее прогрессивного «сатирического направления» литературы XVIII века.
Вершиной творчества драматурга явилась комедия «Недоросль». Одной из центральных про¬блем, настойчиво ставившихся просветителями XVIII века, было воспитание — создание новых поколений передовых лю¬дей. В комедии Фонвизина это одна из главных проблем.
По указу Петра I все малолетние дворянские сынки-недо¬росли обязаны были иметь знания по закону божию, граммати¬ке, арифметике. Без этого они не имели права ни жениться, ни поступать на службу. Их предписывалось отдавать в солдаты или матросы без выслуги. Именно поэтому Простакова и нани¬мает учителей Митрофанушке. Но из этого ничего путного не получается, так как «через воспитание разумели они одно пи¬тание»,— как говорил герой Фонвизина. Но вместе с тем нари¬сованная в «Недоросле» картина по своему содержанию гораздо шире, чем просто показ дурного воспитания. Пьеса постепен¬но перерастает в резкое обличение крепостничества.
Бесчеловечное обращение героини не только с кре¬постными, но и грубость ее по отношению к мужу, воспитанни¬це Софье все возрастает. Простакова пользуется неограничен¬ной властью над людьми. Она взяла себе право бранить всех и вся. Не встречая серьезного сопротивления, она распоясывается, временами теряя человеческий облик. Фонвизин реалистично показывает картины жизни в помещичьей усадьбе. «После то¬го, как мы все отняли у крестьян,— сетует помещица,— отнять больше нечего». Вот в чем видит она беду. Жажда наживы тол¬кает недобросовестных помещиков на неблаговидные поступки. Они так привыкли к безнаказанности и вседозволенности, что даже с равноправными готовы поступать так же, как с крепост¬ными крестьянами. Госпожа Простакова, не боясь последст¬вий, хочет принудить Софью к браку с Митрофаном. Чадолю¬бивую мать останавливает только сила. Решительное вмеша¬тельство Милона предотвращает беду. Госпожа Простакова по¬нимает только язык силы: рассуждение, здравые мысли, дово¬ды — это все ей недоступно, выше ее понимания. Переход от на¬силия к покорности у нее происходит молниеносно. Только что она была властной барыней и тут же унижающаяся, плачущая, жалкая женщина. Способная всех и вся унизить, Простакова с легкостью унижается сама. Сцена не только комична, но страшна. Имение Простаковых идет в опеку, понимая это, по¬мещица решается на отчаянный шаг. Она на коленях умоляет Правдина, Стародума, Софью пощадить «жестокосердечную помещицу». Для Простаковой нет границ унижения, она поня¬тия не имеет о человеческом достоинстве. Бездумная материн¬ская любовь Простаковой также терпит крах. Чувствуя, что почва уходит у нее из-под ног, Простакова бросается к сыну, ища у него любви, понимания, защиты. Митрофан ведет себя соответственно полученному воспитанию. Он видит вокруг себя хамство, неуважение к человеку и поступает подобающим обра¬зом: «Да отвяжитесь, матушка, как навязалась... », — бросает он небрежно матери. Потерявшая власть и силу, она не нужна ему. Он будет искать новых могущественных покровителей. Фигура Митрофана становится страшнее, зловещее, чем старшее поколение Скотининых — Простаковых. У них были хоть какие-то привязанности. Митрофан же невежествен, не имеет никаких моральных принципов и, как следствие этого, агрес¬сивен.
Очень любопытны подробности биографии Проста¬ковой. Мы узнаем, что ее отец был пятнадцать лет вое¬водою. И хотя «не умел грамоте, а умел достаточек на¬жить и сохранить». Отсюда ясно, что он был казнокрад и взяточник. Впрочем, и умер он, как скряга.
Свою власть и «превосходство» Простакова объясня¬ет существующими законами, вольностями дворянства, которые позволяют ей бить и тиранить людей, а ее сын¬ку Митрофану — бездельничать. Уже в XVIII веке дворя¬не стали объяснять свои привилегии тем, что они образованное сословие, а крестьяне темны. Между тем Фон¬визин показывает поразительное невежество этих по¬мещиков. Так, Скотинин с гордостью заявляет, что «Скотинины все родом крепколобы». Не могут не вызвать смеха и ответы Митрофанушки учителям и подсказки его маменьки.
Так писатель заставлял читателя задуматься о важной проблеме отсутствия должного воспитания, которое могло привести к появлению целого поколения невежественных людей, чьи представления о жизни строились по глубоко аморальным и ложным представлениям о жизни. Написанная более двухсот лет назад, комедия «Недоросль» не потеряла своей актуальности и для нас. Проблемы, решаемые Фонвизиным, также остры и актуальны сегодня. Вопросы воспитания, нравствен¬ные принципы человека, вероятно, относятся к разряду «вечных». И каждое поколение будет решать их по-своему.