ПРОШЛОЕ,
НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А.П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ
САД”



Пьеса “Вишневый
сад” создавалась в годы революционного
подъема в России. Тема “Вишневого сада”
воплощена в ее заглавии. Образ вишневого
сада присутствует в каждом действии, в
каждой сцене. Сад находится в центре
переживаний, споров, надежд, тревог. Образ
сада движется, меняется на протяжении пьесы,
он наполняется новыми значениями. В руках
помещика вишневый сад — кабала для
крестьян, в руках буржуазии — источник
легкой наживы.


Прошлое
феодальной России представляют помещица
Раневская и ее брат Гаев. Главные их черты —
паразитизм и полная нежизнеспособность.
Когда мы впервые видим и слышим Раневскую,
все в ней кажется нам милым и
привлекательным. Она представляется
обаятельной, доброй и отзывчивой. Лопахин
так говорит о ней: “Хороший она человек.
Легкий, простой человек”. В ней развито
чувство красоты. Она любит природу, музыку;
порой сентиментальна и восторженна. А.П.
Чехов — мастер речевой характеристики. Вот
монолог Любови Андреевны
:
“О, мое детство, чистота моя! В этой детской
я спала, глядела отсюда на сад, счастье
просыпалось со мною каждое утро, и тогда он
был точно таким... Весь, весь белый! Если бы
снять с с груди и плеч моих тяжелый камень,
если бы я могла забыть мое прошлое!

Раневская упрекает себя за то, что
бессмысленно тратит деньги, в то время как
Варя “из экономии кормит всех молочным
супом, на кухне старикам дают один горох”, и
тут же продолжает сорить золотыми. Она
решительно рвет телеграмму из Парижа, но
все же уезжает, бросая на произвол судьбы
Аню и Варю, забрав последние деньги. Она
едет к человеку, который разорил ее.
Казалось бы, ее оправдывает любовь, но эту
любовь к человеку подлому, бесчестному вряд
ли можно назвать высоким чувством. В этой
любви есть что-то смешное, отталкивающее.
Кажется, что Раневская действительно ниже
любви, как она сама говорит. Прощаясь с
вишневым садом, она неискренне переживает
эту потерю. Доброта ее внешняя и показная.
Она не способна на истинно гуманные
поступки. Любовь Андреевна вернулась в
Россию только потому, что потратила все
деньги и снова уезжает в Париж, получив
подачку от ярославской тетушки.


И все же в
Раневской многое вызывает симпатию. При
всей ее слабости в ней есть широта натуры,
способность к доброте, истинному, горячему
чувству.



Гораздо
мельче Раневской ее брат Гаев. И он способен
иногда сказать простые, искренние слова и
со стыдом, хоть на мгновение понять
собственную наивность. В Раневской
чувствуется барыня, но она и проста, и
терпима. Гаев в собственных глазах —
аристократ самого высокого круга. Лопахина
он не замечает и старается поставить “этого
хама” на место. В конце первого действия
Гаев, казалось бы, здраво рассуждает о
положении вишневого сада: “Если против
какой-нибудь болезни предлагается очень
много средств, то это значит, что болезнь
неизлечима”. Но, начав говорить и не имея
сил остановиться, он произносит гадкие
слова о своей сестре: “Вышла за недворянина
и вела себя нельзя сказать, чтобы очень
добродетельно, ...ее очень люблю, но... надо
сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее
малейшем движении”. На протяжении всей
пьесы Раневская и Гаев переживают крушение последних надежд, душевные потрясения,
лишаются семьи, дома. Они вольно или
невольно продают все, что, казалось бы, им
дорого: и сад,
и
родных, и Фирса.


Потерявшему
экономическую силу дворянству
противопоставляется в лице Лопахина новый
класс — буржуазия. Лопахин — примитивно
образованный капиталист. Он носит, как и
дворяне, белый жилет, желтые ботинки,
способен рассуждать и чувствовать красоту.
По существу Лопахин — грубая натура, его
родители принадлежали владельцам
вишневого сада. Сам он не бездельник, но
труд не облагородил его потому, что был
направлен только на удовлетворение его
личных интересов. Бестактно поступил он по
отношению к бывшим хозяевам сада, начав
вырубку деревьев на их глазах. Цветущим
маковым полем он восхищался не только как
прекрасным зрелищем, но и тем, что эта
красота приносит ему немалый доход.
Вишневый сад он считает бесполезным и
спешит расчистить участок для дач, чтобы
получить прибыль. Но у Лопахина есть и
привлекательные свойства: доброта,
стремление помочь Раневской. Однако и он,
как эксплуататор, не хозяин будущего.


Представителями
будущего являются Петя Трофимов и Аня. В
свои двадцать шесть лет Петя много испытал.
Он осуждает дворянство и буржуазию,
призывает к труду на общее благо. Своей
верой в лучшее будущее он увлекает на этот
путь Аню, дочь Раневской. Молодые герои
манят к себе читателей своими мечтами. Но, к
сожалению, их мечты туманны, а пути к новой
жизни неопределенны. Аня стремится в
будущее и мечтает о труде. Она не грустит о
проданном имении и с радостью говорит: “Прощай,
старая жизнь!” Ее путь будет нелегким, но
она выдержаннее матери, поэтому найдет свое
место в жизни.


Я думаю, что
основная идея пьесы заключается в критике
экономического и политического строя
России. Эта пьеса о прошлом, настоящем и
будущем Родины. И ее главный герой — это
лирический образ прекрасного, загадочного
вишневого сада. Чехов мечтает о садах
будущего, неизмеримо более прекрасных, чем
все сады прошлого, он мечтает о прекрасных
людях будущего. Он верит в Россию и в
русский народ. Мне кажется, что А.П. Чехов
хотел бы видеть Россию цветущим садом.